• ИБП Powercom купить . Источники бесперебойного питания Powercom в Москве. Купить UPS Powercom по ценам интернет-магазина. Подбор сложного оборудования под запрос, доставка по России.
«Хармс» (2016)
Оригинальное название: «Хармс»
Жанр: художественный, биография
Формат: цветной, полнометражный
Режиссер: Иван Болотников
Авторы сценария: Иван Болотников, Сергей Соловьев
Актеры: Войтек Урбаньский, Айсте Диржюте, Дариус Гумаускас, Артем Семакин, Андрей Феськов, Александр Баширов, Никита Кукушкин, Татьяна Шаповалова, Юрий Кузнецов, Григорий Чабан, Надежда Толубеева, Юрий Ицков, Инна Волкова
Оператор: Шандор Беркеши
Композитор: Сони Петровский
Художники: Владимир Светозаров, Лариса Конникова
Продюсер: Андрей Сигле
Длительность: 1 час 35 минут
Язык: русский
Страна: Россия
Производство: Proline Film
Год: 2016
Художественный кинофильм «Хармс» является совместным проектом кинематографистов России, Литвы и Македонии. Он снимался в 2015 году на студии «Ленфильм». Роль известного российского писателя и поэта Даниила Хармса сыграл польский актер и театральный режиссер Войцех Урбански, вторую жену Хармса Марину Малич сыграла популярная литовская актриса Айсте Диржюте. Режиссер картины Иван Болотников впервые заинтересовался личностью Хармса в 2005 году. Тогда он снял документальный фильм под названием «Чудо Даниила Хармса». Для режиссера «Хармс» стал первым опытом съемки игрового фильма. Оператором-постановщиком картины стал российский кинооператор венгерского происхождения Шандор Беркеши. Запись саундтрека к фильму «Хармс» проходила при участии тромбониста Михаила Коловского и саксофониста Николая Рубанова из известной российской рок-группы «АукцЫон», а также солиста «НОМ» Юрия Салтыкова и вокалистки «Колибри» Инны Волковой.
Фильм «Хармс», по словам его создателей, не является полностью биографичным, скорее это историческая драма, сюжет которой состоит из «игры всерьез». Личность и характер главного героя далеко не однозначны, его характер, да и его произведения были дерзкими, эксцентричными, вызывающими. Ему пришлось жить в сложное и жестокое время, с этим он не хотел мириться, поэтому и создавал в своих фантазиях свой мир, мир абсурда. Он себя считал гением, но издательства не печатали его произведения, женщины, которых он любил, не всегда его понимали, в его жизни ощущается вечная нехватка денег, он живет в обществе, но категорически не признает его правил...
Фильм был создан всего за 22 съемочных дня. В конце февраля 2015 года отсняли зимние сцены, действие которых происходит в блокадном Ленинграде. Основные съемки прошли в мае. В основном они проходили в центральной части Санкт-Петербурга, это Петроградская сторона и Кронштадт. В одном из старинных домов Петроградской стороны была создана декорация квартиры Хармса и редакции журнала для детей «Чиж и Еж».
Интервью с режиссером Иваном Болотниковым и исполнителем роли Хармса Войтеком Урбански
Недавно в Петербурге закончились съёмки российского байопика о писателе Данииле Хармсе. Фильм «Хармс» стал дебютом в игровом полнометражном кино для режиссёра ленты Ивана Болотникова, замысел которой он, по его словам, вынашивал десять лет. Главную роль сыграл вовсе не актёр кино, а театральный режиссёр из Польши — Войтек Урбаньски.
Как проходил отбор актёра на главную роль — на роль Хармса?
Иван Болотников: Кастинг я не проводил. Я долго не мог найти Хармса, это очень сложный персонаж. И здесь важно было, чтобы я нашёл своего Хармса.
И какой Ваш Хармс?
Иван Болотников: Вот (указывает на Войтека), он такой. Для меня важно было, что в Войтеке есть порода и интеллигентность. Эти качества необходимы для воссоздания образа Хармса. Евгений Львович Шварц писал о Хармсе, что он был единственный из всех, кто умел правильно обращаться с вилкой и ножом. Внутри у Хармса шёл распад, но внешне он держался безукоризненно.
Войтек Урбаньски: И при этом у нас нет даже сцены, где Хармс ест, чтобы это показать.
Иван Болотников: К сожалению, у нас много чего нет.
Почему вы решили себя попробовать в роли Хармса?
Войтек Урбаньски: До съёмок фильма я был немного знаком с творчеством Хармса, читал несколько произведений. Но его не очень понимал, как и творчество ОБЕРИУтов. Я сейчас живу в Польше, и Ваня просто позвонил мне, сказал, что я буду играть, и я сразу стал читать дневники Хармса.
Сама личность Хармса меня очень заинтриговала. Не могу сказать, что я его понял. Он человек-противоречие, человек-пародокс. Он разноцветный, разнообразный, неоднозначный. Он в то же время человечный. Он прячется под маской, но она не скрывает его интимность, в какой-то мере беспомощность.
Сколько он страдал, терпел из-за того, что его не печатают. Но в тоже время в нём была сила воли продолжать писать дальше, пусть и в никуда — он жил творческой жизнью. У него была болезненная связь с его первой любовью — Эстер Русаковой, эдакая любовь-ненависть: он любил её и изменял, ненавидел и жаждал одновременно — это не свойственно человеку, который верит в Бога. Или же его неоднозначные отношения с отцом. Хармс противоречив и в своём творчестве: он, по его словам, не любил писать детские книги, но написал же несколько, и очень хороших. Он просто не мог писать плохо.
Также в его дневниках меня зацепил Петербург. Я сам жил в Петербурге пять лет на улице Пестеля, когда тут учился. И все места, куда любил ходить Хармс, я тоже любил и люблю. Этим Хармс был мне понятен и близок.
Каким вы попытались представить Хармса?
Иван Болотников: Обыкновенно Хармса представляют сумасшедшим, в каком-то пограничном состоянии. Может быть, он отчасти таковым и был, я не берусь судить, так как о Хармсе сохранилась масса воспоминаний, и все они различны: то Хармс само добро, то само зло. Например, Николай Харджиев (писатель и историк, собрал богатейшую коллекцию картин и текстов русского авангарда) писал о Хармсе, что он был человек бескорыстный, настоящий инопланетянин, что такие люди, как Хармс, рождаются очень редко, раз в тысячу лет.
Я прочёл всё, что возможно, о Хармсе, но всё равно получил только дырку от бублика. Что-то в нём не поддаётся пониманию. Я могу вам рассказать, что я делал, но то, какой был Хармс — это вопрос без ответа. Да, я снял кино про Хармса, а так и не могу ответить, кто же такой Хармс.
Но для себя я нашёл решение. В моём фильме Хармс — это современный человек, он — это сегодняшние мы. То, что тогда казалось в странным для наших современников, не было бы странным для Европы. В Европе Хармс вполне бы совпал бы с другими, не выделялся бы так сильно внешне. Сейчас он не выделялся бы среди нас. Поэтому при помощи монтажа мы попытаемся сцены, которые мы сняли, совместить с современностью.
Почему сейчас возникает такой большой интерес к творчеству Хармса?
Иван Болотников: Потому что сейчас подходящее время, оно вызвало это фигуру, интерес к ней. И мне кажется, что всё, что происходит с ним, все наши вопросы, догадки, дискуссии — это про нас сегодняшних. Мне хочется попробовать один приём — показать единство времени. Время — оно едино: мы, например, сейчас с вами сидим, разговариваем в кафе, а параллельно где-то начинается война, параллельно начинается блокада или параллельно погибает Хармс.
У Хармса есть образ старухи с часами без стрелок — время неделимо, целостно, сна или яви не существует. Раз, начинается история Хармса, которая идёт последовательно, и вдруг в какие-то моменты мы видим современный Петербург. Вот поднимаются Хармс с Шурой Введенским на крышу, а с крыши мы видим вполне себе современные улицы Петербурга.
Войтек Урбаньски: Не до конца согласен с Ваней, потому что Хармс, его друзья — Введенский, Олейников, Заболоцкий — они были интереснее нас, они жили по-настоящему, по-творчески.
Иван Болотников: Ну не надо всё так буквально воспринимать. Конечно, есть качества, которые были в них, а в нас — нет.
Но в чём же особенность Вашего Хармса?
Иван Болотников: Для меня важно было снять фильм не о странном человеке, а важно было показать его с понятия «нормы». Снимать о ненормальности — легче лёгкого. Мне бы хотелось немного Хармса приблизить к нам, чтобы обычный человек мог себя с ним сопоставить, сравнить. Хармса можно сделать патологичным, его так и представляют, и есть персонажи, которые на такие роли подходят. Но мне так не хотелось, и Войтек смог смягчить его образ, сделать его реалистичнее, естественнее.
Кто ещё задействован в съёмках фильма?
Иван Болотников: Команда у нас оказалась интернациональной. Кроме поляка Войтека, в фильме задействованы литовские актеры Аисти Диржюте (в роли Марины Малич) и Дариус Гумаускас (в роли Якова Друскина). Наш оператор-постановщик Шандор Беркеши — российский кинооператор венгерского происхождения.
Войтек Урбаньски: Русские актёры тоже есть!
Почему нельзя было найти актёров, например, в Петербурге?
Иван Болотников: Мне хотелось найти палитру лиц. То, что ушло или уходит. Я не уверен, что я нашёл бы Хармса в Петербурге. Я заходил во двор, подъезд, где жил Хармс, и мне стало ясно, что бабочка вылупилась из кокона и улетела, и от неё не осталось никаких следов. Хармса нет: ни в интерьере, ни в вещах, ни в атмосфере этой квартиры. Он ушёл. Поэтому надо было найти какой-то ход, приём. Мне важнее было найти не актёра, а личность. Например, Войтек вообще режиссёром работает, но он так включился во всё, что в какие-то моменты не я его вытягивал, а он меня. У нас вообще очень коллективная работа. Когда работаешь вместе, всей командой, сообщая — всегда получается лучше.
Когда и где проходили съёмки?
Иван Болотников: Фильм был создан за двадцать два съемочных дня. В конце февраля были сняты зимние сцены, действие которых происходит в Блокадном Ленинграде. Основной съемочный этап пришелся на май. В качестве локаций выбраны центральная часть Санкт-Петербурга, Петроградская сторона и Кронштадт.
В одном из старинных домов Петроградской стороны, часть которого нам удалось арендовать, наши художники-постановщики Владимир Святозаров и Марина Николаева построили декорацию квартиры Хармса, двора и подъезда, а также редакции журналов для детей «Чиж» и «Ёж», в которой он работал. Там же была сделана квартира женщины, за которой он ухаживал. Съёмки проходили также во дворе Хармса. На улице мы снимали, в основном, на Дворцовой площади, на Зимней канавке. Улицы Петербурга мы просто не тянули финансово. Также у нас был ещё один объект — это Красный Треугольник, где мы сделали ряд проходов, сделали, например, пивную.
Кто финансировал проект?
Иван Болотников: Министерство культуры РФ и европейский фонд «Евримаж» (Eurimages).
Вы довольны результатами съёмок?
Иван Болотников: Я пока не могу сказать, доволен ли я результатом: это покажет монтаж. Нужно какие-то смыслы ещё выявить. Но я чувствовал на протяжении съёмок лёгкий попутный ветерок, я импровизировал часто, чувствуя по наитию, что так лучше. Например, фильме будет целая сюжетная линия, которой не было изначально, мы только во время съёмок добавили героиню Эстер Русакову — его первую жену, главную его любовь.
Мне давались идеи как будто извне: через актёров, через оператора, через художника-постановщика, костюмера — наша Лариса Степановна Конникова действительно делает совершенно уникальные костюмы. Словом, каждый отдавал своё, а я больше собирал эти «своё» в единую мозаику.
Художники-постановщики воссоздавал интерьер, например, квартиры Хармса по каким-то фотографиям?
Иван Болотников: Нет, фотографий-то и не осталось. Здесь мы немного позволили себе вымысла. У нас есть собранные документальные снимки квартир этой эпохи, есть какие-то описания, мы опирались, конечно, на это. И вышла смесь документального и вымышленного, но даже если мы где-то что-то нарушали, мы не занимались никакой спекуляцией.
Войтек, Иван упомянул, что Вы — режиссёр. Это ваша первая попытка попробовать себя в актёрской роли?
Войтек Урбаньски: Да, в основном, я работаю режиссёром в Варшаве. Сначала я учился в Польше актёрскому мастерству, затем в Петербурге — режиссуре в Санкт-Петербургской академии театрального искусства, во время учёбы здесь участвовал в спектаклях и в качестве актёра. Снимался немного в Польше в кино.
Но только для меня это остаётся в большей степени как хобби: снимаюсь, чтобы отдохнуть от режиссёрской ответственности. Именно в роли актёра ты можешь сосредоточиться на одном персонаже, а не на фильме целиком, не отвечать за всех, а отвечать за свою роль. Но во мне всегда что-то режиссёрское присутствует, оно не позволяет мне заниматься только собой. Но это первая большая роль — в фильме «Хармс».
Для кого вы сняли «Хармса»?
Войтек Урбаньски: Ваня постоянно задаёт себе этот вопрос.
Иван Болотников: Ответа нет. Этот вопрос даже задаёт себе продюсер фильма. И никто не знает ответа, мы не изучали целевую аудиторию, а просто сняли скромный фильм.
Войтек Урбаньски: Это, конечно же, интеллигенция. Фильм должен быть интересным. Во-первых, есть Хармс как человек, а не как поэт. Он, как и мы, страдает, любит, переживает, сомневается. Во-вторых, есть Хармс как поэт-художник. Есть среда, эти герои — молодые люди, живущие творчеством, не изменяющие себе, есть время, которое было тогда, которое перекликается с современностью.
Иван Болотников: Тем, кому это будет интересно, на это так или иначе отреагируют.
Войтек Урбаньски: Нам самим будет интересно, как на этот фильм отреагируют люди, которые не знакомы с творчеством Хармса и его биографией. Мы сами так много узнавали про него, не до конца поняли, что сняли. Наш фильм состоит из обрывков его жизни, фрагментов, связанных смысловой цепочкой, которые мы-то понимаем, так как мы знаем о Хармсе много.
То есть сначала нужно ознакомиться с творчеством Хармса, прежде чем смотреть фильм?
Войтек Урбаньски: Нет, не обязательно. Просто, возможно, человек, который не знаком с творчеством Хармса, поймёт этот фильм иначе, чем те, кто его знают.