|
А.А. Добрицын. «"Сонет" в прозе: случай Хармса»
Для европейской литературы жанр стихотворения в прозе давно уже стал привычным. Но Даниил Хармс изобрел нечто доселе невиданное, а именно сонет в прозе. Как известно, стихотворение в прозе — понятие по преимуществу содержательное (оно говорит, в первую очередь, о лирическом настроении автора). Прозаический сонет Хармса есть явление по преимуществу формальное. Этот крохотный рассказ насчитывает 14 предложений — столько же, сколько строк в сонете, причем по смыслу эти предложения органически объединяются в два «катрена» и два «терцета»: тематическая композиция «Сонета» в точности соответствует классической сонетной схеме (тезис — его развитие — антитезис — синтез). Кроме того, в первом предложении «Сонета» в точности 14 слов, а всего слов в этом произведении — 196, то есть 14 в квадрате. Таким образом, абсурдность хармсовского «Сонета» отнюдь не в неадекватности названия. Куда более парадоксально, если можно так выразиться, противоречие между «квантитативностью» формы и «квалитативностью» содержания: произведение, персонажи которого страдают от затруднений при счете («1, 2, 3, 4, 5 и 6 помнят, а дальше забыли»), само, судя по всему, было тщательно просчитано.
|