Портрет Даниила Хармса на доме, в котором он жил
Ко дню памяти гениального писателя-абсурдиста Даниила Хармса в Санкт-Петербурге на стене дома № 11 по улице Маяковского появился его огромный портрет. Это красивое старинное здание известно тем, что в одной из его квартир Даниил Хармс прожил около шестнадцати лет, с 1925 по 1941 год. Именно из этого дома писателя и поэта увезли в августе 1941 года в черном воронке. Домой он не вернулся, после ареста, допросов и психиатрической экспертизы, он был признан больным шизофренией и помещен в тюремную больницу при «Крестах». В этой больнице он и умер 2 февраля 1942 года, предположительно от истощения.
Стрит-арт-художники Паша Кас и Павел Мокич создали черно-белое граффити высотой в десять метров на фасаде дома в Петербурге специально к 74-й годовщине со дня смерти Хармса. Авторы рассказывают, что трафарет для портрета начали вырезать в 12 часов ночи 1 февраля, а к 6 часам утра приехали по адресу и нарисовали портрет, при этом для работы пришлось нанять автовышку. Курировал этот необычный проект Rush X, занимавшийся организацией параллельной программы биеннале современного искусства «Манифеста 10».
На своей страничке в социальной сети «ВКонтакте» один из авторов, художник из Алма-Аты Паша Кац, пишет: «Непонятый и почти забытый своей эпохой. Неиздаваемый, запрещенный, дважды спрятанный в психушку и репрессированный в первые месяцы блокады. Мистичный, внеструктурный, трагичный в своем ребячестве и величественный в своем пронзительном одиночестве. Через семьдесят лет после смерти Хармс обретает своего зрителя. Собранные из записных книжек его произведения издаются огромными тиражами, по ним ставятся спектакли и снимаются фильмы. Выпавший из эпохи Хармс впечатался в вечность». Второй автор, художник из Ташкента Павел Мокич говорит: «Мы увидели Хармса вот так, впечатали его в историю, как будто он выглядывает. Хармс привлек меня своей детской голой непосредственностью, и показал, как художник может настоящий выживать в условиях тоталитарного режима».
Авторы портрета Хармса говорят, что свой проект они согласовали с жильцами дома и управляющей компанией, а вот к властям за разрешением не стали обращаться. При этом, своего авторства художники не скрывают и готовы отвечать за свои действия. Грандиозное граффити на доме, в котором жил Хармс, по замыслу художников, являются своеобразным манифестом авторов, таким образом они хотят обратить внимание на то, что в Санкт-Петербурге до сих пор нет музея гениального поэта.