Хармсиздат представляет
C 25 декабря в корпусе Бенуа открылась выставка «Хармсиздат представляет...»
«Хармсиздат» представляет собой издательский проект, созданный Михаилом Карасиком. Это проект был основан чуть более пятнадцати лет и уже успел объединить в себе многих талантливых художников, искусствоведов и литераторов. Продукция типографии «Хармсиздат» — это в основном «книга художника». Такой тип тиражного издания существует с 1970 года на Западе и только с 1990 года успешно стал развиваться в России. В рамках проекта «Хармсиздат» было организовано немало событий, которые заняли место в истории искусств Петербурга 90-х годов прошлого века.
«Хармсиздат» был основан в конце 80-х, как раз в это время появляются одни из первых изданий писателя Даниила Хармса, к тому времени известного лишь по детским книжкам и самиздату. Именно в то время советский авангардный жанр завоевывает культурную ячейку пространства, а современное искусство укрепляет себя как принципиально новый феномен, ориентированный и предполагавший совсем иные формы и жанры. Начало 90-х годов ознаменовало себя появлением и расцветом «книги художника», которая на протяжении десятилетнего существования не исчерпала ресурс, подпитываясь фантастической изобретательностью и находчивостью художников, которые смогли расширить границы этого жанра.
Традиции наших отечественных издательств, которые были основаны художниками или поэтами, не столь богаты, однако и они имеют свои ярчайшие страницы. Как пример можно привести издательства русских футуристов М. Матюшина, И. Терентьевой, А. Крученых и И. Зданевича.
Название проекта «Хармсиздат» выбирался осознанно и является очень значимым. Слова авангардиста Даниила Хармса в культуре Ленинграда конца 80-х начала 90-х годов таили в себе поистине магическую притягательность, а сам писатель был для Ленинграда мифологической фигурой, вдохновлявший многих поэтов и художников. Для некоторых художественных начинаний, Хармс как явление, стал отправной точкой развития экстравагантных жестов и чудных поступков, по меньшей мере последних 15—20 лет, заслонив во многом иное «культовое» понятие — ОБЭРИУ.
Появившееся возможность создания «своего» Хармса была местами обусловлена устойчивой традицией распространения творчества писателя в самиздате 1970—1980-х годов. Тут и появилась «рукотворность» и неповторимая уникальность создаваемых книг, которые продолжали тему хармсовской мифологии, прописанной в Ленинграде. Иными словами, в самой стилизации написания текстов поэта была заложена возможность его наглядного графического авторского перевоплощения в камерном театре книги.
Михаил Карасик начал создавать «Хармсиздат» как, посвященный одному автору, но, не смотря на это, сейчас этот проект объединил разных литераторов, которые специально создают свои книги для этого частного издательства. Под логотипом «Хармсиздата» были напечатаны не только авторские книги самого организатора проекта, сделанные в любимой технике литографии, но и сборники с каталогами выставок, рассказывающие о книгах художника или посвященных Хармс-фестивалям. Были изданы: «Советский эрос 1920—1930 годов», «Авангардное поведение» и др.
Проект «Хармсиздат» эстетически ориентирован как программа по воскрешению опыта поэтов и художников советского авангарда, художественно-литературных объединений 1910—1920х годов. Последние десятилетия дали толчок развитию двух основных направлений в книге художника, где первое — это книга-объект, обыгрывающая книгу как некую метафору и ориентированная на экспозиционное пространства, а второе — бумажная книга, которая выполняется в оригинальной графической технике. Первую, как правило, собираю различные музеи современного искусства, вторую — коллекционируют библиотеки. «Хармсиздат» — это воплощенное в жизнь второе направление, но ограниченное рамками собственного проекта оно развивается в параллели с учетом новинок в области книги как объекта.
Полное название проекта — «Хармсиздат представляет: Русский DADA, ОБЭРИУ box, Литконструктивизм, Ленинградский литературный андеграунд». Для темы были отобраны малоизвестные или совсем немагистральные направления в художественной литературе XX века, такие как «Ничевоки» или «Конструктивисты» в поэзии.
На выставке показаны тридцать книг, каждая из которых напечатана самими художниками собственным авторским способом: литография, шелкография, офорт, линогравюра, фотография и многое другое. Хотя до создания проекта была проделана огромная литературоведческая подготовка и подбор материалов, авторы не претендуют на научность выставки: это реконструкция, некая игра во времени с эстетикой эпохи. Всего, по четырем литературным течениям было создано только четыре комплекта книг, которые разложены по разным коробкам с этикеткой, отображающей название направления. Первый комплект «ОБЭРИУ box» был создан еще около года назад, и за это время уже побывал во многих музеях и библиотеках.
Два года понадобилось для создания такого проекта, и безусловно, он стал одним из значимых в русской печатной графике. В создание проекта были задействованы 17 художников, 3 поэта и 3 искусствоведа. Среди художников Валентин Герасименко, Виктор Гоппе (Москва), Владимир Загоров, Юлия Зарецкая, Владимир и Татьяна Игумновы, Михаил Карасик, Григорий Кацнельсон,Владимир Козин, Борис Констриктор, Борис Кудряков, Игорь Лебедев, Дмитрий Пиликин, Виктор Ремишевский, Евгений Стрелков (Нижний Новгород), Владимир Уфлянд, Борис Хаимский, Андрей Чежин, Петр Швецов, Юрий Штапаков, Сергей Якунин.
Выставка продлится до 25 января.