Первый игровой фильм о Данииле Хармсе выходит в прокат
2 ноября 2017 года в российский прокат выходит полнометражный игровой фильм «Хармс» — дебютная работа режиссера Ивана Болотникова производства студии Proline Film. Это международный проект, снятый в копродукции России, Литвы и Македонии. Продюсеры — Андрей Сигле, Ева Норвилене, Сашо Павловский. Дистрибьютором выступит кинокомпания «Парадиз». «Хармс» Ивана Болотникова — первый игровой биографический фильм о советском писателе и поэте Данииле Ювачеве, больше известном как Хармс.
Ранее было снято более 20 документальных фильмов о творчестве Хармса, более 30 художественных картин и 50 анимационных проектов по мотивам его произведений. На сцене ставились балеты, оперы, мюзиклы, спектакли по творчеству этого литературного провокатора. Однако тема переплетения жизни и творчества Хармса в игровом кино отразится лишь сейчас.
«Несмотря на то, что наша картина рассказывает о достаточно элитарной фигуре, думаю, что он будет интересен многим зрителям. Хармс любопытен абсурдностью своего творчества, особенно, в конкретный период, который мы исследовали. Он должен был появиться именно в то время, в которое жил, но его история актуальна и сегодня. Смерть писателя напоминает о том, насколько невозможно было жить в ту эпоху», — говорит продюсер Андрей Сигле.
Фильм выйдет в прокат в Москве, Санкт-Петербурге, Самаре, Волгограде, Рязани и других городах России. Накануне релиза в Москве и Санкт-Петербурге пройдут премьерные показы картины с участием актеров и съемочной группы.
26 октября на торжественном мероприятии в кинотеатре «Англетер» фильм «Хармс» представят режиссер Иван Болотников, продюсер Андрей Сигле, актер Александр Баширов.
Московская премьера картины пройдет 31 октября в кинотеатре «Ролан» в рамках специальной программы «Гений места», посвященной четырем выдающимся гениям новейшего времени — Полю Гогену («Дикарь», режиссер Эдуард Делюк), Винсенту Ван Гогу («Ван Гог. С любовью, Винсент», режиссеры Дорота Кобела и Хью Велчман), Жану-Люку Годару («Молодой Годар» (реж. Мишель Хазанавичус), и, соответственно, Даниилу Хармсу. Представить картину в Москве планируют режиссер Иван Болотников, актер Никита Кукушкин и оператор Шандор Беркеши.
«Мы очень рады, что в пакете "Парадиза" появился такой яркий проект как «Хармс» — первый игровой фильм о необыкновенном писателе. Авторское, умное кино находится в приоритете у нашей компании, потому что работа с высокохудожественными проектами приносит удовольствие. Картины студии Proline Film всегда отвечают этим критериям, и мы не задумываясь взяли новый фильм талантливого дебютанта в прокат и постарается привлечь как можно больше зрителей в кинотеатры», — отмечает Геворг Нерсисян, президент группы компаний «Парадиз».
Элегантный пижон Даниил Ювачев или Хармс в картине — завсегдатай беспрерывных литературных тусовок и любитель эпатажа. Живя в обществе, он совершенно от него оторван. В атмосфере его ветхой квартиры и редакции детских журналов «Чиж» и «Еж», ленинградских улиц, набережных и крыш разворачивается удивительная битва человека с самим собой, своими пороками, страстями, с целым миром, в котором он существует, будто запертый в клетку. Справится ли он с давлением общества, любовными коллизиями, невозможностью заниматься творчеством?
Идея снять картину о Хармсе пришла к Ивану Болотникову после прочтения дневников писателя:
«Наш фильм — это попытка проникнуть в секрет притягательности человека, о котором мы можем судить по осколкам творчества, рассеянным в мемуарах сведениям, в совокупности говорящим о значительности целого, скрывающегося под псевдонимом "Хармс". При всей своей авангардности, он представляет классическую фигуру, олицетворяющую внутреннюю свободу. Это свойство Хармса продиктовало решение фильма: с одной стороны, в ленте талантливо создана вещественная среда 30-х-40-х годов, но есть ряд сцен с современным фоном. Мы воссоздавали дух эпохи, но по-хармсовски, с долей ошибки. Кроме того, Хармс для меня — абсолютно современный человек».
В проекте интернациональный актерский состав. Кроме того, далеко не всех исполнителей удалось найти в картотеке профессиональных актеров — в окружении Хармса было слишком много характерных и необычных персонажей. Поэтому приходилось искать даже на улицах и в соцсетях. Главную роль исполнил польский актер и театральный режиссёр Войцех Урбаньски, первую жену Хармса, Эстер Александровну Русакову, сыграла польская актриса Юстина Вонщик, а вторую, Марину Малич, — Айсте Держюте из Литвы, получившая в 2015 году престижную премию European Shooting Stars Берлинского международного кинофестиваля.
Войцех Урбаньски тоже признается, что открыл совершенно новые грани характера своего героя, готовясь к роли и изучая дневники писателя.
«Хармс — человек-парадокс, человек противоречивый, многогранный, но абсолютно полноценный. Первое, что привлекло в этой роли, — загадка Хармса и желание разгадать ее. Каждый день после съемок мы оставались на пару часов с другими актерами и режиссером, обсуждали, придумывали новые идеи, фантазировали. Некоторые яркие сцены рождались непосредственно на площадке. У нас был постоянный диалог, иногда — спор, но всегда творческий и созидательный», — рассказывает Войцех Урбаньски.
«Я всегда любил творчество Хармса, но прежде до глубокого изучения его фигуры он представлялся мне этаким чудаком-весельчаком, парнем не от мира сего. Однако судьба Хармса и его друзей, обэриутов, весьма трагична, а в их творчестве много печальных размышлений на тему смерти, жизни и ее бессмысленности. Каждый человек, который считает себя думающим и читающим интеллигентом должен увидеть фильм Ивана Болотникова, потому что это первая большая история про Хармса и ОБЭРИУ, раскрывающая новые тонкие грани характеров этих писателей, поэтов, философов и художников», — отмечает Андрей Феськов.
Создателям картины удалось ярко и натуралистично передать атмосферу не только смутной эпохи 30—40 годов прошлого века, но и необычный внутренний мир главного героя. Авангардизм и эпатаж присутствовал не только в его творчестве и мировоззрении, но и во всем, что его окружало. Художники Владимир Светозаров, Марина Николаева и Лариса Конникова провели колоссальную работу при подготовке костюмов и декораций. Ни одного обычного предмета — чего только стоит «конфедератка» (военный головной убор немецкого образца XIX века) или изобретенная Хармсом «словесная машина».
Фильм был снят в короткие сроки — всего за 22 дня. Зимние сцены, действие которых происходит в блокадном Ленинграде, снимались в конце февраля. Основной съемочный этап пришелся на май. В качестве локаций были выбраны центральная часть Санкт-Петербурга, родного города писателя, Петроградская сторона и город Кронштадт. В одном из исторических зданий Петроградской стороны была построена декорация квартиры Хармса, а также редакции детских журналов «Чиж» и «Еж», в которых он работал.
Шандор Беркеши, оператор-постановщик: «Мы старались воссоздать время Хармса, постепенно находя разные краски и инструменты для этого. Важна каждая деталь: не только внешность Хармса, речь, одежда, но и, в целом, атмосфера картины, ее «воздух»».
Творчество Хармса оказало влияние на русский рок, современную русскую сказку и литературный постмодерн. Известные рок-музыканты Петербурга, такие как группа «АукцЫон», вокалист группы «НОМ» Юрий Салтыков, солистка группы «Колибри» Инна Волкова приняли участие в съемках фильма. Они создают особое настроение, словно находясь «на одной волне» с героем фильма.
Сценарий фильма был поддержан Голландским фондом «Хуберт Балс Фонд» Роттердамского фестиваля. Картина создавалась при финансовой поддержке европейского фонда «Eurimages», Министерства Культуры РФ, Литовского центра кино и Агентства Кинематографии Республики Македония.
Оригинальное кинопрочтение некоторых эпизодов из биографии писателя, а также других участников объединения ОБЭРИУ (Объединение Реального Искусства) уже завоевало сердца фестивальных зрителей и членов жюри престижных международных смотров. «Хармс» не остался без награды ни на одном фестивале, в котором принял участие. Так, на Шанхайском международном кинофестивале картина была удостоена сразу двух призов — «за лучший сценарий» (Иван Болотников и Сергей Соловьев) и «за лучшую операторскую работу» (Шандор Беркеши). Операторская работа также была отмечена наградой Уральского открытого фестиваля российского кино. На Международном кинофестивале «Восток&Запад. Классика и авангард» исполнитель роли Хармса, польский актер и театральный режиссер Войцех Урбаньски, был награжден за лучшую мужскую роль в международной программе. Кроме того, лента участвовала в конкурсе Фестиваля российского кино «Окно в Европу», где завоевала специальный приз.