В Архангельском колледже культуры поставили спектакль по пьесе Даниила Хармса

В марте 2017 года студенты IV курса театрального отделения колледжа культуры Архангельска показали один из дипломных спектаклей — «Сдыгр аппр» по пьесе Даниила Хармса. Произведения Хармса трудно представлять на сцене, а «История сдыгр аппр» и вовсе «непредставляемая». Во всяком случае, профессиональные театры за нее не берутся. А вот студенты Маргарита Кичик и Владимир Половцев под руководством мастера курса Ольги Борисовны Супрун взялись. Жанр спектакля определили как историю-буфф.

Спектакль получился гармоничным, абсурдистская эстетика Хармса — в актерском существовании на сцене, костюмах, гриме, музыкальном и световом решении — выдержана до финала, что отметили члены экзаменационной комиссии и поставили «отлично». Что касается обычных зрителей, то от черного юмора автора, воплощенного на сцене, иногда становилось страшновато.

Студенты выпускного театрального курса вместе со своим мастером — Ольгой Борисовной Супрун — неистощимы на выдумку и творческий эксперимент! Можно сказать, что 10 марта в колледже культуры зрители увидели настоящую фантасмагорию под таинственным названием «История СДЫГР АППР». Маргарита Кичик и Владимир Половцев явили ошеломленным любителям и почитателям театрального искусства свою выпускную квалификационную работу — яркий сюрреалистический спектакль, созданный по произведению Даниила Хармса. Совсем недавно мы смотрели «Балаганчик» Александра Блока в интерпретации студентов и поражались их глубокому проникновению в символистскую эстетику начала XX века, и вот совершен прорыв в другую художественную реальность...

«Историю СДЫГР АППР» в 1929 году сочинил Даниил Хармс, гениальный представитель ОБЭРИУ — последней группы русского литературного авангарда конца 20-х годов прошлого столетия. Для неискушенного зрителя, быть может, таинственная аббревиатура пока еще звучит непривычно... Но разве в этом дело? Свершилось главное — встреча с Даниилом Хармсом состоялась, и можно самостоятельно осваивать причудливый мир его гротескного и парадоксального творчества.

Слово «ОБЭРИУ» составлено из элементов: ОБ — объединение, ЭР — реальное, И — искусство, У — ничего не обозначает, буква приставлена просто так, ради шутки, согласно логике детской присказки: потому, что кончается на у. Ключевое слово — РЕАЛЬНОЕ. По мысли обэриутов, искусство реально, как сама жизнь. Искусство ничего не отражает, оно существует само по себе и имеет свои законы и логику развития. В основу эстетики обэриутов положен алогизм, который определяет все поступки героев-чудаков...

Проза в «Истории СДЫГР АППР» чередуется у Хармса с поэтической заумью, звучащей как некое заклинание:

Здыгр аппр устр устр
Я несу чужую руку
Здыгр аппр устр устр
Где профессор Тартарелин?
Здыгр аппр устр устр
Где приемные часы?
Если эти побрякушки
С двумя гирями до полу
Эти часики старушки
Пролетели параболу
Здыгр аппр устр устр
Ход часов нарушен мною
<...>

СДЫГР АППР — неологизм, один из многих, созданных Даниилом Хармсом. По мнению интерпретаторов текста, Даниил Хармс, быть может, владея английским и немецким языками, обыграл звучание некоторых иностранных слов вполне в духе обэриутов. Например, adagger — кинжал (англ.), digup — вырыть, откопать, a dig — толчок, насмешка, подковырка... Можно фантазировать бесконечно на тему абсурда бытия во все времена и эпохи, очевидно одно — культурные коды 30—40-х годов прошлого столетия мы можем прочесть и осмыслить и в наши дни. А значит, преемственность поколений не прервалась.

...И немного об актерах. Роль Петра Павловича, способного на членовредительство, сыграл гротескно, эмоционально выразительно В. Половцев, Андрея Семеновича — К. Ядовин, которому «приятель ...оторвал руку и обратно не отдает»... Милиционеры Володя и Сережа в исполнении Л. Разулевич и М. Кичик существовали на сцене вполне в духе времени, когда сны сбывались, а жизнь была похожа на сон... Супруги Катенька (К. Корельская) и профессор Тартарелин (С.В. Смирнов), озабоченные возникшей проблемой — куда пришить ухо? — были неподражаемы в образных и пластических проявлениях. Профессор, с одной стороны, — «человек, изучающий науку вот уже, слава Богу, пятьдесят шесть лет», предпочитает никуда не вмешиваться, особенно если милиционеры рядом; с другой стороны, немецкий язык, на котором он вдруг заговорил (режиссерская находка постановщиков) — знак грядущих катаклизмов и потрясений...

Музыка Ханса Циммера и Сергея Курёхина, световые решения спектакля помогли зрителям почувствовать эмоциональную и интеллектуальную сердцевину российского бытия — пересечение эпох, в которых «господство обстоятельств и скрещение событий испокон веков доныне нами правит, как детьми...»

 
 
 
Яндекс.Метрика О проекте Об авторах Контакты Правовая информация Ресурсы
© 2017 Даниил Хармс.
При заимствовании информации с сайта ссылка на источник обязательна.