В Петербурге поставили спектакль «Хармс, Хармс и снова Хармс»

Одиозная фигура русской литературы — Даниил Хармс. Мастер резкого и точного слова, маэстро миниатюр, запрещенный и вновь востребованный, он привлекает внимание все новых режиссеров. Вот и в лаборатории театрально-визуального искусства Art Izmerenie премьера под названием «Хармс, Хармс и снова Хармс». Абсурд, гротеск и узнаваемые персонажи: крикливая соседка, нетрезвый управдом, незадачливый ловелас и те, из встреч с которыми и состоит наша жизнь.

Павел Богданов, корреспондент: «Сейчас об этом почти забыли, но советская власть катком прошлась по судьбе Даниила Хармса. Дважды арестованный по надуманным обвинениям, он умер в психиатрической больнице «Крестов» в первый год блокады, в феврале 42-го. При жизни было опубликовано всего два его взрослых стихотворения. А первое большое издание произведений Хармса стало возможно только в годы перестройки».

Это и неудивительно. Его стихи и проза полны непонятных, а потому опасных для любого тоталитарного режима ассоциаций. «Гений парадоксов друг», — кажется, что эти строчки Пушкин написал именно про него. Ведь разобраться в его жизни, а тем более его творчестве — почти непосильная задача. И при всем богатстве красок и ассоциаций ставить Хармса на театральной сцене — совсем непросто. Еще одну попытку предпринимают создатели спектакля «Хармс, Хармс и снова Хармс».

Дневниковые записи и письма Хармса в этом спектакле перемежаются с его стихами и прозой. Хармс смеется. Но это не просто анекдоты, это смех над собой и смех сквозь слезы. Короткие зарисовки, собранные из отрывков его произведений как пунктирная линия абсурдной жизни, где понятие «городской сумасшедший» — почти про каждого из нас.

Вроде бы на сцене типажи из повседневного быта почти столетней давности. Но как же они знакомы. Вгляжусь в тебя, как в зеркало и увижу там отражение, которое может совсем не понравиться. Но зачем обижаться на зеркало, если оно просто отражает действительность, которая ставит по-хармсовски неумолимый диагноз.

В спектакле мало говорится о жизни автора или его точной биографии. Однако огромное место уделяется его творчеству. Ведь как, если не через произведения, можно узнать, что скрывается там, за странной угловатой внешностью и глазами доброго безумца. В постановке Сергея Сафронова переплетаются поэзия и проза Хармса, его записи в дневнике и детские стихотворения. Все дословно и без искажений. И произведения воспринимаются по-новому. Бумажная плоскость, на которой еще несколько минут назад были начертаны заветные строки, вдруг приобретает объем, становится живой. И сам Даниил Иванович уже не кажется тем далеким писателем, чье имя так часто можно услышать в последнее время. С новой стороны открывается характер и устой жизни «творца мира».

Во многом здесь сыграл роль правильно подобранный состав актеров. Пожалуй, даже заядлый театрал, разочарованный в постановках так называемого современного театра, согласится, что спектакль удался (а именно такие мнения неоднократно звучали в зрительном зале). Четыре нормально-ненормальных человека (Сергей Сафронов, Регина Щукина, Валери Ватаман и Константин Сироткин) живут на сцене каждой буквой и строчкой, и реплики будто льются из-под самого пера писателя, а не из заранее заготовленного сценария. Да и жизнь у них то одна на всех, то у каждого по несколько. Много перевоплощений, моментальных и затянутых. Но при этом полных, так, чтобы и сомнения не было, что вот она, реальность. Такая же сумасшедшая, как и каждый из нас. И в то же время приятно было наблюдать, как актеры вдруг превращались в обычных людей, дурачились и общались между собой. Импровизация или так задумано? Этот вопрос не один раз возникал в голове у зрителя, ведь общение с залом было настолько естественным, будто он — пятый актер, о котором забыли написать в программе.

Как и все творчество автора, спектакль наполнен абсурдом и искрометной иронией. Невероятная игра слов и, кажется, даже самого смысла, происходит на сцене. Иногда забываешь, что стены вокруг тебя настоящие, да и действие на сцене — реальность, а не сон. Вы знали, что нужно сделать, чтобы ложиться спать пораньше? А Хармс знает: пропустить сутки и лечь в требуемое время. Подобными парадоксами наполнен весь спектакль, построенный на произведениях и дневниках Даниила Ивановича.

 
 
 
Яндекс.Метрика О проекте Об авторах Контакты Правовая информация Ресурсы
© 2024 Даниил Хармс.
При заимствовании информации с сайта ссылка на источник обязательна.