В Твери состоится выставка художника Геннадия Самойлова «Хармс. Иллюзия свободы»
13 января в Твери откроется выставка «Хармс. Иллюзия свободы». На выставке представлены работы, созданные Геннадием Самойловым в 2016 году. На протяжении последних нескольких месяцев рождалась новая серия. Создавались образы, непохожие друг на друга, даже те, что формально были определены автором в серии и циклы. Все листы, получившие, в том числе, и благодаря единому формату и оригинальному объемному оформлению отдельное монументальное звучание, объединяет всегда узнаваемый авторский стиль Геннадия Самойлова. У работ нет собственных имен, но каждая, как одна из черт личности и характера человека, становится частью большой изобразительной «саги», посвященной Человеку и получившей название «Иллюзия свободы». В организации единого выставочного пространства важную роль играют тексты Даниила Хармса.
Стать свидетелем художественного открытия — это ли не мечта искушенного зрителя? Линия, пятно, завораживающая пластика живой изменчивой формы — заданная непредсказуемость, в которой нет провокации. Лишь приглашение включиться в игру. Изобразительное ЛицеДейство, карнавал, буффонада, но без подлога и ложного фиглярства.
Художественное исследование внутренней природы игры, в которую вовлечены все мы, осознанно или нет. Лица, характеры, типажи — шуты и городские сумасшедшие, важные особы и заносчивые хамы, печальные барышни и нелепые влюбленные — все вовлечены в замкнутый круг вечных взаимоотношений. Перестаёт иметь значение время. Это всё — Мы. Сто, двести лет назад, сейчас, спустя тысячелетия. Мы узнаём себя в лицах древнегреческих философов, в персонажах commedia dell'arte, в силуэтах таинственных гигантов с острова Пасхи; в героях Булгакова Чехова и Распэ. Становясь участниками представления, перипетии которого нам хорошо известны, мы принимаем предложение художника, взглянуть на это действо со стороны. Так мы превращаемся в соавторов культурного исследования, которое делает возможным выход за границы ожидаемого.
«Мир Человека. Человек в безграничном множестве своих проявлений» — для Геннадия Самойлова эта тема давно стала сверхидеей. Художник ощущает её на уровне микровибраций и развивает в своем творчестве не один десяток лет, формируя свой «кристалл времени», сквозь призму которого перемены живой архитектоники лица человека различимы и узнаваемы. ОНИ СОВПАЛИ — ХУДОЖНИК И ПОЭТ. Не во времени — в пространстве, где рождается искусство. Виртуозно управляя смыслами, через пластику слова и изображения, они создают новые формы, утверждая каждый свою, но созвучную друг другу эстетику, интересную и близкую тем, кому посвящены их творческие размышления и поиски, кому довелось не раз испытать нестерпимую жажду свободы. Непостижимый. Неистовый. Трагический. Гротесковый. Восхитительный ХАРМС возник, казалось бы, из ниоткуда. Как идея — внезапно и неотвратимо.
Геннадий Самойлов не ставил перед собой цель делать иллюстрации к произведениям русского «гения абсурда». Он просто продолжал работать над своей темой, продолжал сочинять образы. Знакомые незнакомцы. Они выступали из глубины листа — как будто бы сами. Автор позволил себе «себя отпустить» — не планировать, не давать разуму и опыту довлеть над вдохновением. Это может себе позволить только мастер, осознающий свою силу, готовый испытать мощь величайшей из иллюзий — иллюзии свободы творчества. Ироничность, способность органично существовать и мыслить в пространстве игры, как часть натуры художника, позволяют ему особенно остро чувствовать бессмыслицу происходящего. Линия и пятно, движимые эстетикой абсурда и сами её формирующие, становятся смысловым, энергетически заряженным ядром уникальной авторской техники (ламинированный картон, масляная краска). Образы вырастают из самой живописной графики, приобретая скульптурную весомость и фресковое звучание одновременно.
Открытие выставки состоится 13 января 2017 года в 16 часов в малом зале городского Музейно-выставочного центра (Тверь, ул. Советская, 54, 2-й этаж). Выставка продолжит свою работу до 12 февраля 2017 года.
Телефоны для справок: (4822) 33-13-08, 34-48-52.