«Хармс. Анекдоты. Случаи. Стихи» (2016)

Оригинальное название: «Хармс. Анекдоты. Случаи. Стихи»
Жанр: кукольный спектакль для взрослых
Руководитель постановки: Руслан Кудашов
Режиссер: Руслан Кудашов
Автор: ДаниилХармс
Музыкальное оформление: Руслан Кудашов
Художник по свету: Сергей Щеглов
Художник: Марина Завьялова
Артисты: Борис Смелянец, Ольга Гаврилова, Александр Лозицкий, Даниил Комаров, Алексей Беляев, Екатерина Кимяева, Ксения Катрухина, Галина Паршина
Длительность: 50 минут
Язык: русский
Страна: Россия
Театр: Театр кукол, Красноярск
Премьера: март 2016 года
Возрастная категория: 18+

Этот спектакль поставил в Красноярском театре кукол Руслан Кудашов — главный режиссер Большого театра кукол из Санкт-Петербурга. В репертуаре театра впервые появится спектакль, рассчитанный исключительно на взрослую аудиторию. Предыдущие постановки, такие как «Сага о Лире», «Пиковая дама» были менее категоричны в определении зрителя. Выбор режиссёром непростого для восприятия, но исключительно любопытного в соотношении к современности автора, предполагает наличие у зрителя некоторого представления о творчестве Даниила Хармса. В ироничном контексте этого автора культура и действительность преломляются в парадоксальной абсурдности, не имеющей даты времени.

Кудашов Руслан Равильевич — участник и многократный призер престижных международных фестивалей, лауреат высшей национальной театральной премии «Золотая маска», высшей Санкт-Петербургской театральной премии «Золотой софит», высшей национальной премией в области театрального искусства для детей и подростков «Арлекин» и многих других.

Постановка напоминает сновидение немного воспаленного рассудка: восторженный бледненький человечек то ли бежит, то ли летит сквозь космос собственной фантазии. Здесь из окон вываливаются старухи, людей убивают гигантскими огурцами, а партии Гоголя и Пушкина яростно шельмуют друг друга на виду у матерящихся дворников с расстегнутыми штанами. Сами классики парят над бардаком в образе ехидных ангелоподобных стрекоз.

Масштабы и пропорции искажаются, куклы соседствуют с живыми артистами, зеленомордый Сталин сжимает в руках огромный гриб, — и зритель погружается в легкое безумие с приятным привкусом декаданса. Такова, по сути, явь чудотворца, который мог бы в мгновение ока разгрести творящийся вокруг беспорядок, но не делает этого — ведь нет ничего абсурднее, чем, обладая даром, ни разу им не воспользоваться.

Спектакль богат метаморфозами и напитан боевитым задором, темп его высок, что в сочетании с небольшой продолжительностью производит тонизирующий эффект. Режиссер позволяет себе даже немного хулиганского юмора (которого, как мы знаем, у Хармса предостаточно), но делает это настолько деликатно, что поневоле умиляешься. С другой стороны, здесь находится место и лирической меланхолии в лице утомленного поэта с сомнительным источником вдохновения — этакой феей-безделицей со звонким голосочком, музой душевного беспорядка.

Мироздание, конечно, безнадежно и алогично, однако пошито на совесть: кто-то плюется из окон в прохожих, кто-то пьет денатурат, кто-то бьет кому-то рожу, а бледненький человечек записывает все мысли без разбору, какие только приходят в голову, и смысла в этом искать не нужно.

«Хармс...» категоричен с эстетической точки зрения: творчество — это кривое зеркало, которое несут вровень с жизнью: порой маргинальной, но обаятельной и не чуждой бога. Созвездия на небесах меняются местами, люди рождаются и умирают, а дворник с черными усами стоит всю ночь под воротами и чешет грязными руками под грязной шапкой свой затылок, и против этого не попрешь, будь ты хоть трижды Пушкиным.

«Хармс. Анекдоты. Случаи. Стихи» — кукольный спектакль для взрослых, но не до конца повзрослевших зрителей. В своей работе для Красноярского театра кукол Руслан Кудашов обращается к творчеству Даниила Хармса — не к конкретным произведениям, а к самому явлению «хармсизма», как апогея русского абсурда. Вместе с художницей Мариной Завьяловой Кудашов материализовал на сцене мир, подвластный причудливой абсурдистской логике. В реальности спектакля куклы соседствуют с живым актерами, объемные объекты — с картинками и фотографиями, отпечатанными на картоне. Публика погружается в водоворот фееричного бреда: армии Гоголя и Пушкина штурмуют цирковую арену, крейсер «Аврора» рассуждает о литературе, с борта огуречного дирижабля производится артобстрел Петербурга. За торжеством всепоглощающего безумия наблюдает демиург этого странного мира — собственной персоной Хармс, воплотившийся в образе печальной куклы с отрешенным взглядом.

Хармс у Кудашова грустно взирает на мир, в котором все смешалось: бегущие дети, писатели-классики, революции-подвиги и глупая повседневность. Этот Хармс оказывается персонажем, живущим в странном измерении, где прошлое, будущее и настоящее, сливаясь, образуют странное безвременье. Вокруг — плоские фигурки хорошо знакомых, усвоенных со школьной скамьи классиков: Пушкиных-Гоголей-Достоевских. А «кукольный» Хармс существует в особом пространстве. И ему здесь легко-легко. Здесь действуют Хармс-законы: абсурд чередуется с еще большим абсурдом. Так возникает сиюминутный и неистребимый, не вымытый временем, горький и ироничный, кукольный и самый настоящий поэтический театр.

Театр кукол — искусство без границ. Спектакль Руслана Кудашова служит тому доказательством, к тому же это спектакль только для взрослых. Не то чтобы он оскорблял чувства верующих в Деда Мороза, нет, просто жалко на этом спектакле занимать стулья детьми. Кудашов и художник Марина Завьялова (оба из питерского Большого театра кукол) создали антологию русского абсурда. Арсенал их средств — куклы, картон и жизнерадостные живые люди с кирпичом в мозгах. Печальный поэт наблюдает из разбитого питерского окна, как на дне улицы революция знаменуется штурмом цирка, в гражданской войне армия Пушкина выступает против армии Гоголя, побеждает чепуха, а вслед за тем все, что не потонуло в бутылке, тонет в пошлости — добро пожаловать в русский мир.

 
 
 
Яндекс.Метрика О проекте Об авторах Контакты Правовая информация Ресурсы
© 2024 Даниил Хармс.
При заимствовании информации с сайта ссылка на источник обязательна.