5.2. Отношение героя к Христу и христианской традиции
Рассматривая сопоставления старухи с Христом, можно обратить внимание на то, что они в некоторых важных случаях возникают именно благодаря операциям, происходившим в сознании или подсознании героя. Прежде всего это касается тех ассоциаций стрелок с руками, благодаря которым создается начальный образ распятого и воскресшего Христа — они порождаются во сне или полусне героя. Любимое кресло героя, которое становится важным местом для старухи, также указывает на воскресение не только из-за связанных с ним событий, но и потому, что слово «кресло», повторяемое героем несколько раз, начинает ассоциироваться со словом «воскресла». Кроме того, герой три раза перешагивает или переступает1 через лежащий на полу труп (421, 422, 423). Таким образом, его движение и труп вместе образуют крест. Христоподобие старухи трудно полностью отличить от существования и действий героя, что естественно, учитывая, что эти персонажи находятся в некоем симбиотическом отношении друг с другом, как было отмечено ранее.
Отношение героя к Христу и христианству имеет двоякий характер. С одной стороны, герою присущи некоторые черты, благодаря которым он сам оказывается подобным Христу. Это логично, если считать, что он тесно связан со старухой, которая, в свою очередь, представляет собой Христа. С другой стороны, герою приходится пройти испытания, которые можно, в духе христианской традиции, считать путем к познанию Бога. В конце концов эти два аспекта сходятся, поскольку именно через подобные испытания герой приближается к Христу, находящемуся внутри его души.
Примечания
1. Употребление слова «переступить» (421) можно также считать еще одним намеком на роман Преступление и наказание.