1.3.1. Введение
После того, как в 1960-е годы исследователи открыли для себя тот факт, что Хармс был не только детским писателем (см. Александров & Мейлах 1967, а также Александров 1968), научной литературы о нем с каждым годом становилось все больше. Сначала, наряду с научным изучением Хармса, особенно важное значение имела публикация забытых произведений — ведь при жизни Хармса были напечатаны практически только его тексты для детей. В дальнейшем, посвященные Хармсу работы выходили на разных языках в самых разнообразных изданиях. В 2001 году был выпущен четвертый том полного собрания сочинений Хармса (см. ПСС)1. Данное издание с комментариями и алфавитным указателем произведений следует приветствовать как долгожданное улучшение ситуации для исследователей творчества Хармса, даже несмотря на некоторые недостатки, существование которых редактор издания В. Сажин сам признает в послесловии к четвертому тому (ПСС/Неизданный Хармс: 275—277). В предисловии к первому тому приводятся сведения о литературной биографии Хармса. В сопроводительных статьях к публикациям Горло 1991 и Полет 1991 также содержится информация о литературной и личной жизни Хармса. Кроме того, в конце Полета 1991 можно найти хронику жизни и творчества Хармса.
Важное значение имеет также двухтомное издание Сборище 1998, в котором собраны тексты Хармса, А. Введенского, Л. Липавского, Я. Друскина и Н. Олейникова. Они входили в круг литераторов-единомышленников, называвших себя «чинарями» В издание включены тексты, которые относятся к «чинарскому» творчеству авторов. В начале первого тома приводится краткая история группы.
Намного известнее принадлежность Хармса к авангардистской группе ОБЭРИУ (Объединение реального искусства) конца 1920-х годов, в творчестве которой, кроме литературы, были представлены и другие виды искусства. Творчеству и деятельности ОБЭРИУ, в которое, наряду с Хармсом, входили А. Введенский, Н. Заболоцкий и К. Вагинов, посвящен специальный выпуск журнала Театр 11/1991. В него включены тексты обэриутов, интерпретирующие их статьи, эссе о значении группы в истории литературы, а также воспоминания современников.
Строго с научной точки зрения подходит к ОБЭРИУ в своей монографии Робертс (Roberts 1997), пытаясь показать, что центральные принципы поэтики обэриутов продолжали определять их творчество после распада группы. При этом Робертс считает, что поэтика ОБЭРИУ представляет собой некий переходный пункт в литературном процессе, связующее звено между модернизмом и постмодернизмом.
Аналогичным образом поэтика ОБЭРИУ рассматривается в монографии Кобринского (1999). Автор пытается описать ее в контексте русского литературного авангарда начала ХХ-го века. Как и Робертс, Кобринский утверждает, что, несмотря на самостоятельное развитие творчества некоторых обэриутов после распада группы, в особенности Хармс и Введенский остались верными основным принципам ОБЭРИУ.
Одной из первых монографий, в которых широко рассматривается творчество Хармса, является книга Нахимовской (Nakhimovsky 1982). После обзора литературно-исторического контекста изучаемого предмета, в основной части книги автор описывает творчество Хармса и Введенского, подробно анализируя их тексты.
Скотто (Scotto 1984) в своей диссертации изучает соотношение ранней поэзии и более позднего творчества Хармса. Она рассматривает нашего героя прежде всего с тематической точки зрения, делая акцент на том, каким образом его тексты отражают советскую социальную действительность 1920—1930-х годов.
Левин (Levin 1989), в свою очередь, применяет в своей диссертации лингвистический подход. Он изучает в некоторых случаях весьма сложную экспериментальную поэзию Хармса и Введенского, обнаруживая действующие в ней языковые механизмы и расшифровывая скрытое значение анализируемых текстов.
В монографии Гроба (Grob 1994) рассматривается инфантилизм в творчестве Хармса — речь идет как о детских персонажах, фигурирующих в текстах писателя, так и о впечатлении, возникающем в результате определенного употребления языка и повествовательных структур или точек зрения. Г роб также помещает Хармса в контекст модернистской и авангардистской традиции, заостряя внимание на проявлениях инфантилизма.
В монографии Жаккара (1995)2 широко рассматриваются философские и поэтические идеи авангардистских течений и групп, важных для творчества Хармса. В большинстве случаев Жаккар интерпретирует тексты Хармса, исходя именно из этих идей. Автор сосредоточивается главным образом на раннем периоде его творчества, когда лидер ОБЭРИУ писал в основном поэтические произведения и пьесы. Однако исследователь подчеркивает, что поздний период, складывающийся главным образом из прозы, не является обособленной от более раннего периода фазой, а, наоборот, логически продолжает его, находя трагическое завершение в литературном отражении метафизического хаоса.
Ямпольский (1998) в своей монографии анализирует тексты Хармса, исходя из центральных для писателя понятий, явлений, мотивов и тем, которые одновременно служат названиями глав этой книги. Подход носит философский характер, контекст рассмотрения выбран чрезвычайно широко — от стихотворений средневекового поэта-мистика Рабана Мавра (Rabanus Maurus) до математической теории множеств Георга Кантора.
Монография Кэррика (Carrick 1998) сосредоточивается на центральных прозаических текстах Хармса. Автор изучает предмет в философском и теологическом ракурсах, пытаясь ответить как на эпистемологические, так и экзистенциальные вопросы, возникающие в ходе анализа текстов. Важную роль в решении этой задачи играет обнаружение использованных Хармсом повествовательных приемов и структур. Из сферы исследования осознанно исключен обэриутский контекст, а также русская литература ХХ-го века. В то же время автор пытается показать уникальное значение универсальных качеств хармсовских текстов.
Помимо названных монографий, необходимо упомянуть Daniil Kharms and the Poetics of the Absurd (Cornwell 1991) — содержательный сборник, составленный из статей хармсоведов. В них творчество Хармса рассматривается с разных сторон не только в общем плане, но и как интерпретации конкретных текстов, среди которых представлены и проза, и поэзия, и драма.
Надо также уделить внимание сборникам Хармсиздат 1995 и Хармсиздат 1998. В них собраны статьи, основанные на докладах, которые были прочитаны на семинарах Хармс-фестивалей, проведенных в Петербурге во второй половине 1990-х годов. В эти издания включены также другие материалы, связанные с Хармсом.
Кроме названных произведений, о Хармсе опубликована масса отдельных статей. Выходные данные этих публикаций можно найти в обширных библиографиях, которые в большинстве случаев сопровождают упомянутые произведения. Кроме того, в 1999 году вышла отдельная библиография (Bibliographie 1999), в которой собраны данные о публикациях, посвященных ОБЭРИУ и Хармсу.
Примечания
1. Первые четыре тома содержат художественные тексты, трактаты, статьи и письма Хармса. Последний (пятый) том, вышедший в 2002 году в двух книгах, составляет его дневник и записные книжки. К сожалению, к этим двум книгам мы не имели доступа. Дневниковые записи Хармса см. также: Горло 1991 и Минувшее 1991.
2. Впервые опубликовано по-французски: Jaccard 1991а.