Азбука воспитания детей. 3 важных правила.
Я уже писал о главном правиле воспитания: подпитывайте самоуважение вашего ребенка. Вот еще три правила, которые помогут вашему малышу вырасти жизнерадостным и уверенным в своих силах человеком, а вам чувствовать себя более реализовавшимся и успешным родителем. 1. Сконцентрируйтесь на главном: самые важные качества и навыки. Большинство проблем с поведением ребенка можно избежать или разрешить развитием у него двух базовых качеств — смелости и способности к сочувствию. Дело в том, что эти качества несовместимы с большинством самых распространенных поведенческих отклонений (жадность, эгоизм, лживость, трусость, и пр.), когда нужна консультация детского психолога, и являются лучшей профилактикой и лекарством от них. Боритесь больше "за", чем "против". Поощряйте разумный риск, страхуйте при необходимости, обучайте техникам безопасного поведения, но неизменно подталкивайте ребенка к исследованию собственных возможностей и поддерживайте его в этом. Залезть на горку, спрыгнуть с пенька, познакомиться с соседским мальчиком — если ребенок делает это в первый раз, для него это отличная возможность научиться контролировать свой страх. Спрашивайте у ребенка "бабушка болеет — как ты думаешь, что она сейчас чувствует? ", расширяйте эмоциональный словарь ребенка, чтобы он научился распознавать и различать чувства, лучше понимать других людей. Вместе с IQ (коэффициент интеллекта) развивайте EQ (коэффициент эмоционального развития). Кроме качеств характера помогайте ребенку развить навыки общения — скорее всего именно эти навыки окажут наибольшее влияние на его успех в карьере и личной жизни. Это прежде всего касается умения ребенка начинать разговор, слушать и выражать раздражение. Репетируйте на куклах и в паре. С улыбкой разыгрывайте сложные ситуации и отрабатывайте полезные фразы, например, "Я-высказывания" для выражения гнева: вместо "ты дурак" — "мне это не нравится, не делай так больше". Идеальное средство против детской агрессии. 2. Подавайте пример и хвалите "врасплох". Используйте два самых эффективных способа формирования адаптивного поведения ребенка: личный пример и "похвала врасплох". Воспитание ребенка — во многом личный пример. Вместо того, чтобы объяснять ребенку как не надо делать, особенно критикуя и ругая его, покажите как надо. Если вы улыбнетесь ему и скажете "смотри, как я это делаю", скорее всего, ребенок последует вашему примеру. Возможно, придется подождать (и продолжать обучение), но счастливый день, когда вы неожиданно заметите "чудесное превращение", обязательно наступит. Терпение. Не ждите мгновенного результата. Если вы хотите привить ребенку любовь к чтению, а сами по вечерам просиживаете у телевизора — вряд ли здесь можно надеяться на успех. Читайте ему, когда укладываете спать, читайте по ролям, читайте сами в его присутствии, обсуждайте с ним прочитанное — показывайте насколько все это для вас важно и это же будет важно для ребенка, если у вас с ним хорошие отношения (если нет, смотрите другие правила). Точно так же вы можете подавать ребенку пример смелости, готовности выслушать другого человека (прежде всего в разговорах с сами ребенком), способности договариваться и т. Д. Второй способ — хвалите "врасплох". Подмечайте, когда ребенок по собственной инициативе проявляет сочувствие, терпение, умение слушать и пр., подчеркивайте это и выражайте свою радость и одобрение: "Ты поделился с братиком, ты такой добрый и щедрый". Это гораздо эффективнее, чем отчитывать ребенка за жадность. Если ребенок самостоятельно не проявляет желательного поведения, например, не делится с друзьями, предлагайте, но не принуждайте, а главное не отчитывайте — это большая ошибка. Продолжайте наблюдать и ждите. Подходящий момент настанет, и вы сможете выразить радость его поступком. Со временем ребенок будет делиться все чаще и чаще, если вы будете поддерживать его своим одобрением. 3. Предоставьте свободу выбора и разнообразьте впечатления ребенка. Для гармоничного развития ребенку необходима свобода. Он должен иметь возможность исследовать мир, принимать решения и впитывать обратную связь. Как малыш узнает что такое "горячо", пока не попробует? Может быть лучше позволить (или даже предложить) ребенку дотронуться до умеренно горячего чайника, чем запрещать ему это, а потом унижать его восклицанием "Ага! Горячо? А я говорила! Маму надо слушаться! "? Непозволительная ошибка. Такое поведение родителей приводит к нерешительности, несамостоятельности и пассивности ребенка. Когда только есть возможность, давайте ребенку шанс непосредственно экспериментировать с внешним миром, обучаясь методом "естественных последствий". С первых дней жизни малышу необходимы новые впечатления. Исследования показывают, что в головном мозге младенцев, которым предоставляли возможность рассматривать разнообразные яркие картинки и игрушки, образуется намного больше нейронных связей и сами нейроны становятся более зрелыми, чем у младенцев, которые большую часть времени смотрели в потолок. Здоровое дошкольное воспитание детей основано на тех же принципах. Разнообразные впечатления и опыт (книги, музеи, путешествия, занятия музыкой, спортом, лепкой и т. п.) значительно ускоряют интеллектуальное развитие ребенка и усиливают его творческую активность. Главное здесь — не принуждать. Предложите ребенку разнообразие вариантов — пусть сам выбирает и проверяет свои способности и предпочтения. То же относится и к воспитанию подростков.