Леонид Савельевич Липавский
Родился Леонид Савельевич Липавский в 1904 году. Учился вместе с А. Введенским в гимназии, где они и подружились. Еще в школьные годы начал писать стихи. В январе 1921 года, еще школьником, вместе со своими друзьями В. Алексеевым и А. Введенским послал свои стихи Александру Блоку. К сожалению, ответ Блока не сохранился. Но в его архиве есть стихи молодых поэтов с пометкой Блока: «Ничто не нравится, интереснее Алексеев».
Его приняли в третий Цех поэтов. Создано было это поэтическое объединение зимой 1920/21 года в Петрограде как последняя попытка воссоздания дореволюционной свободной организации поэтов. Первый Цех был создан в 1911 году. Это название придумал Гумилев. Главным критерием при отборе был высокий уровень мастерства. В третьем Цехе участвовали Г. Иванов, Г. Адамович, Н. Оцуп (после расстрела Гумилева они встали во главе Цеха). Выпускались альманахи. В первый сборник стихи Липавского не попали, во втором была напечатана «Диалогическая поэма», в третьем, который вышел в 1922 году, — еще одна публикация (она стала последней — Липавский перестал писать стихи).
После этого Липавский полностью переключился на философские исследования. В 1926 году он закончил философский факультет университета. На жизнь он зарабатывал историческими и научно-популярными книгами для детей, которые писал под псевдонимом Л. Савельев (Леонид Савельев). В то же время Липавский создавал философские и лингвистические работы, среди которых наиболее интересны трактат «Теория слов» и «Исследование ужаса». «Лингвистики он почти не знал, — вспоминал Я.С. Друскин, — но создал новую лингвистическую теорию, которую назвал "Теория слов"».
Липавскому принадлежат термин αγγελοσ (гр. — вестник), который, как разъяснял Друскин, не имеет ничего общего с ангелами. «Вестники именно существа из воображаемого мира, с которыми у нас, может быть, есть что-то общее, может, они даже смертны, как и мы, и в то же время они сильно отличаются от нас. У них есть какие-то свойства или качества, которых у нас нет». «Воображаемый» мир — это тоже изобретение Липавского, он называл его «соседним» миром. По сути, это виртуальный мир, который существовал только в воображении философа.
Он входил вместе Введенским и Друскиным в поэтическое содружество «чинарей». Позднее Введенский познакомил его с Д. Хармсом. Они стали очень близкими друзьями.
Среди «чинарей» Липавский занимал особую позицию. Сестра Друскина Лидия Семеновна писала, что «Липавский был не только поэтом, но и теоретиком группы, руководителем и главой-арбитром их вкуса. <...> У него была редкая способность, привлекавшая к нему многих, — умение слушать. <...> Мнением его интересовались, с ним считались, но в то же время его боялись. Он сразу находил ошибки и недостатки в том, что ему говорили и что давали читать».
В середине 20-х годов он начал писать для детей. Работал редактором в Ленинградском отделении Госиздата. Самые известные литературные произведения: «Часы и карта Октября», «Ночь съезда Советов», «Штурм Зимнего», «На земле, на воде, в воздухе», «Следы на камне». Наиболее известное философское произведение: «Исследование ужаса».
В его доме, на Гатчинской, где он жил со своей женой Тамарой Александровной (до замужества — Мейер), в 20-х — 30-х годах проходили собрания «чинарей», а позднее обэриутов. Именно Липавскому пришла в голову мысль записывать разговоры сообщества. Судя по всему, он больше всех представлял себе всю значимость этих бесед. В 1933—34 им были записаны позднее опубликованные «Разговоры», в которых участвовали Я.С. Друскин, А.И. Введенский, Н.А. Заболоцкий, Н.М. Олейников и Д.И. Хармс. Ему принадлежит фраза, которую Хармс записал в самые тяжелые для себя времена — в ноябре 1937 года: «Мы из материала, предназначенного для гениев».
Погиб на фронте в первые месяцы Великой Отечественной войны.