Бестселлер для пионера среднего класса

Российский «неуловимый Джо», повсеместно искомый средний класс, очевидно, скоро примет некие очертания. Вполне вероятно, что это будет умеющий считать деньги владелец добротного загородного дома, построенного по готовому проекту.

В Петербурге и его окрестностях едва ли наберется сотня состоятельных эстетов, рискнувших заказать у архитектора уникальный дом себе, любимому. Ведь никто и никогда не даст гарантии, что получится шедевр архитектуры, дорожающий со временем, как всякое произведение искусства. Особо ценимые авторские стили в наших северных краях пока не созрели, так что вероятнее всего, это будет декларация индивидуального вкуса клиента, грамотно оформленная профессионалом и хорошо подогнанная под потребности семьи. Такой дом (особняк, виллу, дворец), как правило, непросто продать с выгодой и остается только передать по наследству, возможно навлекая на себя проклятия потомков (ведь многие нынешние вполне демократичные отпрыски аристократии сдают малопригодные для современной жизни родовые гнезда туристам или киношникам, не зная, как содержать все эти конюшни, чуланы и каморки для челяди). Твердо стоящему на ногах представителю среднего класса гораздо практичнее обратить внимание на рынок готовых проектов частных домов и купить самый популярный образец. Такое действие освобождает от «феодальной» зависимости: при изменении уровня доходов такой дом гораздо легче продать.

Однако отказать таким проектам в звании архитектурных — нельзя. Потому что клиенты, листая журналы и каталоги, выбирают прежде всего образ, стиль, а уже потом размышляют об удобствах и ценах. Когорта в несколько сотен российских авторов уже создала новый для нас вид проектной масс-культуры и достигла особого мастерства в нарочитой наивности. Шикарный особняк для Барби, домик Мальвины и загадочный замок Ив — все это имеется в изобилии в десятках глянцевых изданий и сайтов.

Возвращение из страны советов — домой

Так сложилось. Гардарика (страна поместий), как называли наши земли викинги, за свою историю накопила изрядный опыт ведения усадебного хозяйства и довела его до публикации образцовых проектов. К слову, солидный журнал «Усадьба и поместье» приводил в бешенство люмпенов и бездельников, как и кулинарная энциклопедия Елены Молоховец.

Массовое производство готовых проектов началось в США в 1947 году и послужило развитию «одноэтажной Америки» и ее обитателя — среднего класса, а в 1970-х в Новом Свете начался настоящий бум строительства по «каталожным» проектам. Поскольку мода на дома меняется не каждый год, а каждая реализация проекта служит самой лучшей ему рекламой, проекты частных домов, будучи единожды созданными, работают десятилетиями, то и дело повторяясь в разных странах. Вероятно, есть мировой бестселлер, воспроизведенный миллионными тиражами, но отследить его из-за неизбежных трансформаций практически невозможно. В Западной Европе, избежавшей крупных переделов собственности, неспешная торговля готовыми проектами идет всегда, а в последние годы всплеск активности этого сегмента рынка наблюдается в странах бывшего соцлагеря, особенно в Польше.

Спрос российского рынка на готовые проекты, по логике вещей, должен быть ненасытным. Проблема только в том, что никак не появляется средний класс — настоящий «хозяин необъятной родины своей». Именно в Санкт-Петербурге, архитектурной столице России, в ожидании неминуемого спроса на проекты частных домов и возродилось такое направление бизнеса, как продажа проектов односемейных жилых домов через каталоги. Пионером в этой сфере была издательская компания, именуемая сегодня LANS GROUP, объединившая архитекторов, выпавших в трудные времена из государственной проектной машины. Первый всероссийский каталог готовых проектов вышел в свет в апреле 1994 года под маркой «Каталог Проектов», но еще в сентябре 1993 года в результате пробной публикации на страницах газеты «Недвижимость Петербурга» были проданы два первых проекта. Хотя в первый год реализовано чуть больше 200 комплектов чертежей, деятельность издателей сразу же оказала заметное влияние на загородное строительство и на рынок проектных услуг.

Доступные проекты, с одной стороны, почти остановили дикорастущий «самострой», введя его в более или менее цивилизованное русло, а с другой, по мнению некоторых архитекторов, — сильно задержали развитие «штучной» архитектуры частного дома, уведя потенциального клиента мастерских. Впрочем, на этот счет есть разные мнения. Ведь часто приходится слышать от архитекторов, что заказчик приходит к ним с каким-то каталогом в руках и говорит: «Хочу что-то похожее...» То есть приглянувшийся типовой проект становится отправной точкой для индивидуального.

В свое время, взяв за основу американский опыт, объединив договорами большое количество архитекторов, и поставив во главу угла принципы ответственности издателя и архитектора друг перед другом и вместе — перед покупателями проекта (домовладельцем, застройщиком, девелопером), LANS GROUP за короткое время сформировала значительную коллекцию готовых проектов коттеджей и наладила их распространение через вышеупомянутый каталог на всем постсоветском пространстве. По прошествии 12 лет банк проектов включает уже более 1400 проектов и вариативных решений, по которым ежегодно строится не менее трех тысяч домов по России и СНГ.

А тем временем по всей стране многие строительные компании и ряд проектных бюро тоже занялись выпуском своих изданий, аналогичных вышеупомянутому каталогу. В первопрестольной появились всероссийские издания «Современный дом», «Красивые дома», «Дом-интерьер». В Петербурге — «Коттедж-коллекция» и каталог строительной фирмы «Мера».

Появляются и другие издания, однако использование каталогов как варианта привлечения клиента к собственным архитектурным бюро и подрядным организациям не добавляет рынку системности. «Каждый должен делать свое дело», — убежден издатель «Каталога проектов» Николай Алексеев, оставаясь единственным в Петербурге «чистым» дистрибьютером проектов. Здесь нарочито перерисовывают все картинки в едином стиле, чтобы предоставить покупателю условия для максимально объективного выбора, не склоняя его в пользу того или иного решения. То есть предметом продажи становятся проверенные практикой планировочные, стилистические и технологические решения.

Место локации издания уже не имеет никакого значения: журнал издается в Петербурге, но 85% продаж — в Москве и по России. Усиленно продвигают свои работы украинские архитекторы, хотя их лицензии в России не действуют. Благодаря интернету стали легкодоступными канадские, польские (около 5 тысяч), финские коллекции. Это уже девятый вал. Дело дошло до объявлений типа «Готовые проекты частных домов от архитектора — бесплатно» и прочих «крючков» для простодушного клиента.

Парадокс, но изобилие не утоляет спроса. То и дело на чатах попадаются такие записи: «Обшарил интернет в поиске готового проекта современного загородного дома. Вижу только башенки и прочую муть»...

Бестселлеры и фавориты

В «каталожной» архитектуре появились свои проекты-бестселлеры. В частности, абсолютным чемпионом 2003—2005 годов по данным продаж через «Каталог проектов» признан проект Игоря Фирсова (Е-0244). Со времени своего создания в 1998 году по нему построены сотни домов. Нельзя ручаться, но и не исключено, что это бестселлер всероссийского масштаба. По мнению автора, этот дом — ответ «не слишком богатому человеку с нормальным вкусом» и в какой-то мере — реабилитация потребительского спроса. Никаких башенок и украшений — корректные, рациональные, вполне современные формы в русле традиции. Ходовой размер 152 кв. м, компактная планировка, один этаж и мансарда для четырех спален. Почти квадратный в плане, дом хорошо «садится» на любой участок. В пенобетонном исполнении с отделкой керамическим кирпичом, он может быть построен за $ 60-70 тыс., а продан — за $250 тыс. Поэтому его строят для себя и на продажу.

Далее в рейтингах с некоторым отрывом, сменяя друг друга, идут фавориты продаж: проект Владимира Кузнецова, F-0556, — основательный двухэтажный дом 186 кв. м с двумя эркерами и вальмовой кровлей, еще один проект Фирсова, более декоративный, но без излишеств, F-0447, 247 кв. м — этаж, мансарда, полузаглубленный цоколь и большая терраса. И два проекта домов, респектабельностью подобных резиденциям при вполне средних размерах. Все эти проекты уже компромиссны к спросу на псевдоисторические детали, среди которых — вальмовые крыши и ложный фахверк.

Совершенно иные рейтинги предпочтений предлагают другие издания, в первой строчке которых можно видеть весьма вычурные дома, «выполненные в архитектурном стиле «эклектика с элементами модерна»» («Коттедж-коллекция»). Башня здесь еще не самое экстравагантное по сравнению с круглыми оконными и дверными проемами и даже — пинаклем.

Тенденции: вкус и расчет

В банках готовых проектных решений есть крайние позиции: и скромные дачные домики, и дворцы размером 700 кв. м, но спрос концентрируется на средних величинах. Нынешний покупатель готового проекта научился считать деньги на строительство и эксплуатацию. Серьезным анализом спроса на основе своей статистики за 15 лет занимается Архитуктурное бюро Игоря Фирсова. Изучение потребительских предпочтений, проводимых на протяжении последних лет компанией LANS GROUP по результатам собственных продаж и на основе статистики архитектурных бюро Игоря Фирсова, Владимира Кузнецова, Вячеслава Гордеева и других, позволяет выявить четкие тенденции развития рынка загородной недвижимости.

Исчезают чердаки, уступая мансардам, и все реже появляются подвалы. Люди исходят из того, что мансарда априори дешевле полноценного этажа, поскольку использует пространство, без которого и так не обойтись. Деревянных домов без мансард уже просто нет, а каменных осталось не больше трети. Обрисовались оптимальные формы домов: деревянного — один этаж и мансарда со спальнями, каменного для постоянного проживания — два-три уровня, один из которых мансарда, без подвала.

В нашем регионе из-за высокого уровня грунтовых вод редко где можно заглубить дом без серьезных затрат на гидроизоляцию. И вообще подвал дороже, чем этаж над поверхностью земли. Поэтому даже те, кто хочет спрятать один этаж под землю, чтобы дом не казался слишком высоким, приходят к такому решению: строят трехэтажный дом на нулевой отметке, а потом первый этаж закапывают. Получается маленький дом на холме, который можно ландшафтно обыграть.

Заметная тенденция — отказ от встроенных гаражей. Раньше было принято жить под одной крышей с любимым «Мерседесом», а теперь многие понимают, что это невыгодно: теплый гараж обходится в те же $400 за кв. м, что и гостиная. Поэтому в некоторых популярных проектах встроенные гаражи переделываются под спортзалы, библиотеки, кабинеты, спальни. Архитекторы чаще всего находят способы вынести гараж просто под скат кровли или сделать навес.

Еще один нюанс. Сегодня дома из кирпича и цельного дерева постепенно уступают место пенобетону и каркасным конструкциям. Основной тренд — каркас, хотя в него пока верят далеко не все, а в структуре спроса он занимает еще очень мало места — не более 1,5%. Тем не менее, по убеждению Николая Алексеева, лет через 10—15 мы придем к тому же, что сейчас в США. Там 95% домов строятся по каркасной технологии, и уже не найти подрядчика, способного построить дом из кирпича.

Основные бестселлеры Фирсова и Кузнецова лучше всего продаются в варианте из пенобетонных блоков, но авторы уже сейчас подумывают об адаптации проектов к новой технологии.

Расписание на послезавтра

Всем участниками рынка загородного строительства не терпится отпраздновать рождение среднего класса, надежного потребителя и кормильца. Но пока все выходит как-то боком. По всей видимости, со средним классом у нас та же беда, что и с ипотекой. С одной стороны, она как будто есть, с другой — нет и быть не может, пока ответственность по ипотечному кредиту не возьмет на себя государство.

Издатели каталогов не задаются целью очертить круг потребителей своего продукта по уровню доходов. «Это бессмысленно, — говорит Николай Алексеев, — потому что многие часто сами не знают своего уровня». Ни о каком балансе доходов и расходов у большинства людей, даже имеющих стабильный заработок, обычно речи не идет. Теоретически, стать домовладельцем может каждый, или почти каждый. Одно из преимуществ самостоятельного строительства по готовым проектам заключается в возможности поэтапного освоения предложенного архитектором жизненного пространства. В первый год — приобрести участок, выбрать проект и начать выстраивать свое жилище в соответствии с финансовыми возможностями, оставляя то, что не требует срочности, на потом. Таким образом, удовлетворяя приоритетное желание, человек может отказать себе во всем, но за несколько лет построить дом. И стать пионером среднего класса.

 
 
 
Яндекс.Метрика О проекте Об авторах Контакты Правовая информация Ресурсы
© 2025 Даниил Хармс.
При заимствовании информации с сайта ссылка на источник обязательна.