Cкандинавский интерьер
Страны Скандинавского полуострова — Швеция, Норвегия и связанные с ними исторически и географически Дания и Финляндия имели сходные условия для развития архитектуры: они не испытали влияния Римской империи, долго сохраняя родовой строй и первобытное язычество.
Ввиду географического своеобразия — изрезанной береговой линии и множества фиордов, каждый из которых был естественной крепостью, Скандинавия стала удобной базой воинственных норманнов для набегов на другие страны, а впоследствии — торговли с ними. Эти «виды деятельности» стали основными в развитии экономики еще и потому, что скандинавские страны отличает отсутствие больших массивов пахотных земель, особенно в Норвегии и Швеции.
Взаимовлияние культур скандинавских и европейских стран в эпоху викингов было, скорее, экспансией скандинавской культуры в Европу. Датские викинги, например, неоднократно завоевывали Англию, даже осаждали Париж, впоследствии укрепившись в Нормандии. Так в XI веке датское королевство включало в себя Норвегию, Англию и часть Швеции. Затем замедленность темпов развития скандинавских стран в последующие столетия привела к зависимости скандинавской культуры от культуры более передовых государств Европы. Влияние общеевропейских архитектурных стилей барокко и классицизма, конечно, отразилось в средние века на архитектуре Скандинавии, но не лишило архитектуру этих стран национального своеобразия.
Близкое соседство Дании и Голландии, их тесные торговые связи и одинаковый климат обусловили сходство художественных традиций и архитектуры. Протяженные кирпичные поверхности фасадов датских домов и дворцов отделаны белокаменным декором в традициях нидерландского зодчества. Но камень — дорогой в Дании материал — использовался в декоре экономно и, если он покрывал большую часть фасада, это означало, что хозяин дома был небедным человеком.
Норвегия вплоть до XIX века оставалась страной натурального хозяйства, находясь под властью Дании. Основным видом строительства здесь, в богатой лесом стране, как и много веков назад, было деревянное зодчество. Но архитектура была очень самобытной: в декоре чувствовалось влияние художественных образов, используемых еще в языческих храмах и жилищах, в ладьях викингов. Своеобразие норвежского дома определялось и климатическими условиями — сильными штормовыми ветрами, дождями и многоснежными зимами. Поэтому здания строились из двух каркасов: наружный защищал и усиливал устойчивость внутреннего — жилых стен. Дома строились в виде прямоугольного сруба без единого гвоздя, а по фасаду украшалось сложной резьбой. Позже, в норвежских городах тоже стали стоить каменные, тесно прижавшиеся друг к другу дома, которые раскрашивали по фасаду в разные цвета, как бы восполняя некоторую монотонность колорита северного пейзажа. Из-за чего норвежские городки с яркими фасадами домов и красной черепицей крыш стали очень живописны, особенно на зеленом фоне хвойных лесов.
Мебель в домах была деревянная простая, прочная и очень функциональная, а основным ее декором — резьба. Резные медальоны напоминали сюжеты из скандинавской мифологии, а излюбленными мотивами резчиков были драконы, которые когда-то украшали носы кораблей викингов и вселяли ужас во врагов норманнов.
В начале XX столетия вновь наступает период влияния скандинавской культуры на европейские страны. Именно в Скандинавии в этот период родилась философия дизайна, сыгравшая существенную роль в становлении современной эстетики мебели и жилища. Это произошло не случайно: суровая и длинная зима, короткое и прохладное лето, крутые крыши, маленькие окна, недостаток солнца и ярких красок в природе породили интерес к уютному жилищу и красивой мебели. Этот интерес почти перерос в культ, а безопасный, теплый и уютный дом, стоящий на морозе среди снегов под звездным темным небом стал символом благополучия и успеха.
Тип мебели, который сейчас называется скандинавским, возник в 20 — 30-е годы прошлого века и сразу получил признание на выставках Европы, в США и Канаде. Для него характерны тонкие изящные и легкие детали конструкций из многослойного дерева, в основном из бука и дуба. Их изготовление стало возможным за счет новой технологии получения лущеного шпона, запатентованной датскими дизайнерами. Конструкция мебели проста и функциональна, ее элементы составляют модульную систему и очень просты в сборке. В результате появилась мебель легкая, гибкая и удобная для складирования.
Для дизайнеров скандинавских стран и Финляндии характерно сочетание интереса к национальным традициям, когда прикладное искусство широко использовалось в быту, и поиск новых функциональных решений. А традиционная любовь к природным материалам, в первую очередь к дереву, сочетается со стремлением использовать новые технологии его обработки и новые материалы: хромированный металл, стекло, отделку плетеными деталями, декоративные ткани.
В скандинавских интерьерах — финских, норвежских — очень много натурального дерева: пол, стены и даже иногда потолок. Деревянные доски пола, которые скоблили в старину, теперь отбеливаются дизайнерами специальным образом. А стены из дерева покрывают тонким слоем полупрозрачной краски. В сочетании с деревянными поверхностями гармонируют стены или отдельные фрагменты стен из кирпича или натурального камня.
Общий колорит интерьеров — светлый, как бы акварельный, с большим количеством теплых тонов: желтого, молочно-белого, светлой терракоты. Видимо потому, что не хватает естественного солнечного света, тепла и ярких красок в природе, а темного времени суток в избытке, хочется обстановку своего дома насытить теплым и радостным цветом, создав ощущение яркого солнечного дня за окном.
В просторных комнатах мебели немного: она светлая, невысокая, простая по форме. Натуральное светлое дерево, светлые или яркие чехлы из ткани, контрастные подушки, светлые пушистые ковры на полу, а на открытой поверхности однотонных стен — живопись или фотографии в тонких рамах. Еще одна отличительная черта северных интерьеров — достаточно много зелени: живые растения в горшках на полу, на столах, подвешены на стенах.
Но особое внимание скандинавские дизайнеры уделяют свету. Конечно, предпочтение отдается естественному свету, поэтому шторы здесь, как правило, легкие и полупрозрачные. Но, поскольку естественного света на Севере мало, в интерьерах большое количество светильников, их оформление — это тоже одна из «визитных карточек» скандинавского дизайна. Дом наполнен светом: большие настольные лампы с тканевыми абажурами, торшеры, потолочные светильники разных форм и размеров, точечные, укрепленные на струне или металлическом каркасе — их много в доме и они могут быть выполнены в самом разном стиле. Красота и лаконичность форм, применение природных материалов, функциональность и комфорт — вот основные составляющие скандинавского дизайна, приобретающего все большую популярность.