«Десятку» сделали полноприводной

Летом прошлого года нам удалось принять участие в дорожных испытаниях весьма необычного автомобиля. ВАЗ-21116-04 внешне почти не отличается от серийных «одиннадцатых» машин, а по сути является абсолютно новой моделью. Мощный двухлитровый двигатель OPEL, полноприводная трансмиссия с вязкостной муфтой и независимая многорычажная задняя подвеска практически полностью изменили характер автомобиля. В июле 2000 года в Тольятти было очень жарко и сухо, поэтому удалось оценить ходовые качества ВАЗ-21116-04 только на сухих покрытиях. А в конце нынешней зимы уже три полноприводника были предоставлены нам для тестирования в тяжелых дорожных условиях.

К первому образцу ВАЗ-21116-04 цвета «афалина» недавно добавился еще один — белый. Но не только цветом кузова различаются два этих автомобиля. На них конструкторы и доводчики отрабатывают две идеологии полного привода. Первая подразумевает, что машина будет использоваться достаточно опытным водителем, владеющим специальными приемами езды. Полный привод в этом случае должен, во-первых, обеспечивать наиболее полную реализацию крутящего момента, развиваемого двигателем, во-вторых, повысить скоростной порог при движении по дорогам с различным покрытием, и, в-третьих, доставить больше удовольствия от вождения искушенному драйверу. Во втором случае полный привод предназначен для расширения сферы использования автомобиля за счет возможности его эксплуатации в сложных дорожных условиях, причем на сей раз машина должна надежно и безопасно передвигаться, даже если за ее рулем новичок, не знающий разницы в управлении моно- или полноприводными автомобилями.

Наше знакомство с обоими образцами началось с трассы, ведущей от Тольятти до автополигона дирекции по техническому развитию АО «АВТОВАЗ». В самом начале календарной весны дорожное покрытие представляло собой обычное для российских дорог в это время чередование голого льда, укатанного снега, снежной каши и мокрого асфальта. Наиболее неприятны были глубокие колеи в ледовой и снежной корке, из которых передне- и заднеприводные автомобили очень трудно вывести, если, например, необходимо совершить обгон или объезд. Для полноприводных «одиннадцатых», имеющих к тому же независимую подвеску всех четырех колес, такие условия движения оказались вполне приемлемыми. Скорость — за «сотню», постоянные обгоны «ползущих» попуток — и вот мы уже на полигоне.

В процессе передвижения по пригородной дороге у нас возникли некоторые мысли по различиям в поведении на дороге «афалины» и «белой». А окончательно расставить все точки над i предстояло на специальной ледовой трассе, где обычно происходят зимние испытания шин.

Фигурное катание на льду

«Шинная» трасса полигона представляет собой замкнутое кольцо, проложенное по пересеченной местности. Поэтому подъемов и спусков, а также поворотов различной крутизны и радиуса здесь хватает. Заезды начинаем на знакомой нам по прошлому году «афалине». Сначала едем потихоньку, пытаясь нащупать особенности полного привода с «жесткой» вискомуфтой (в этом случае на задние колеса постоянно передается ощутимая часть крутящего момента, увеличивающаяся при пробуксовке передних колес). На не очень высокой скорости автомобиль полностью предсказуем и весьма надежен в управлении, поэтому прибавляем «газ». Вот это да! Обычная переднеприводная «одиннадцатая» уже давно бы вылетела на снежный бруствер, окаймляющий трассу, а наша машина продолжает движение, «как по рельсам». Еще «газку»? Очень даже лихо подъезжаем к достаточно крутому повороту. Водитель быстро вращает руль, но автомобиль не хочет входить в вираж, упорно скользя носом наружу...

Высвобождаем «афалину» из снежного плена и продолжаем заезд. Теперь пробуем проходить повороты по-иному. Резкий разгон на прямике, а впереди — очередной левый. Не доезжая до него, руль чуть-чуть вправо, затем сброс «газа» с одновременным вращением руля влево. Машина послушно входит в эффектный занос. Теперь рулем и «газом» надо удерживать ее в таком положении вплоть до выхода на следующую прямую. После трех-четырех кругов удается все увереннее и увереннее «ловить» машину в заносе, однако приходится прервать столь увлекательное занятие. На очереди следующий автомобиль. Первоначальные ощущения на «белой» (она оборудована «мягкой» вискомуфтой) не отличаются от «афалины». Но по мере нарастания скорости начинают проявляться отличия. Снос передней части появляется не резко, а постепенно, как бы показывая водителю: хватит, скорость в вираже итак чересчур высока! При сбросе «газа» автомобиль достаточно послушно ввинчивается в поворот. Управлять «белой», демонстрирующей близкое к переднеприводному поведение, значительно проще, но не так интересно. И это правильно — далеко не каждый водитель готов на дорогах общего пользования со скользким покрытием проходить повороты в управляемом заносе. А вот навыками управления переднеприводниками обладают уже многие россияне.

На снежной целине машины не показали существенной разницы в проходимости. «Жесткая» вязкостная муфта «афалины» обеспечила чуть большую уверенность в управлении автомобилем за счет большего участия в процессе движения задних колес.

Этап номер два

Ох и хороши автомобили ВАЗ-21116-04! Однако опелевский силовой агрегат вряд ли будет «по карману» подавляющему большинству российских покупателей. И это хорошо понимают создатели. Машины с моторами OPEL были изготовлены ими главным образом для доводки полноприводной трансмиссии при передаче достаточно большой величины крутящего момента. Основным же двигателем вазовских «4WD» станет готовящийся к производству в опытно-промышленном производстве мотор рабочим объемом 1,8 литра. Предусматриваются два его варианта. Восьмиклапанник с высоким значением крутящего момента в зоне низких и средних оборотов предназначен для модели ВАЗ-21113-04, заявляемой как «автомобиль для активного отдыха». «Автомобиль дла активного водителя» с «двенадцатым» кузовом планируется оснащать более мощным шестнадцатиклапанным двигателем.

И вот в апреле нынешнего года нам удалось воочию познакомиться с полноприводником, оборудованным вазовским 1,8-литровым мотором «о восьми клапанах». Машина с кузовом «универсал» (опять-таки цвета «афалина»!) внешне еще больше похожа на стандартную модель, благодаря четырнадцатидюймовым колесам и отсутствию накладок на колесных арках. Только чуть более высокая посадка кузова да сдвоенная выхлопная труба (сохранилась выпускная система, специально разработанная под совместное размещение с агрегатами полноприводной трансмиссии) выдают необычное происхождение автомобиля. Ну а как покажет себя новый вазовский двигатель на ходу? Включая первую передачу, с некоторой грустью вспоминаю о том, как четко работала опелевская коробка... Отпускаю педаль сцепления, и настроение вновь на пять баллов! Мотор объемом 1,8-литра демонстрирует очень даже приличную тягу «на низах», что позволяет трогать автомобиль плавно, внатяг. Для полноприводной машины это весьма важно. В процессе езды по еще сохранившейся кое-где в это время снежной целине и по уже появившейся кое-где грязи отмечаю следующее. Автомобиль стал, конечно же, не таким «острым» в реакциях на педаль «газа», как машины с опелевскими движками, но по сравнению со стандартными «десятками» гораздо более приятным в управлении и гораздо более проходимым. И это несмотря на то, что он еще недостаточно обкатан и настроен.

В целом новинка произвела очень хорошее впечатление. Естественно, данная модель находится еще в самом начале пути и в дальнейшем подвергнется тщательной доводке. А такие основополагающие факторы, как тяговитый двигатель, полный привод, независимая подвеска всех колес, позволяют надеяться на ее счастливое будущее. Укрепляет же нашу веру в грядущую популярность этого так нужного и давно ожидаемого в России автомобиля то обстоятельство, что на ВАЗ-21113-04 используются только агрегаты отечественного производства (за исключением вискомуфты, разработанной и изготавливаемой известной фирмой GKN по специальному заказу ВАЗа).

Ведущий испытатель темы Сергей ЗАХАРЧЕНКО:

Назначение полноприводных автомобилей ВАЗ-21113-04

 возможность поездок как в условиях хорошего дорожного покрытия, так и в тяжелых дорожных условиях (снег, грязь и т.д.);

 сочетание комфорта, присущего дорожным автомобилям, с высокой степенью безопасности и уверенности управления автомобилем на различных покрытиях (сухой асфальт, лед, снег, грязь);

 удовлетворение потребностей людей, увлекающихся активным отдыхом, для поездок на рыбалку (в том числе и зимнюю), в места катания на горных лыжах, туристические поездки со снаряжением и т.д.

Что же получит потребитель взамен на дополнительную плату, если впрямую сравнивать полноприводный ВАЗ-21113-04 и переднеприводный ВАЗ-2111? Расширение возможности автомобиля позволит удовлетворить больше потребителей в удобстве его использования. Полноприводник — это:

 лучшие качества по проходимости — можно выезжать на дачу в любое время года, путешествовать по любым дорогам с большим комфортом, чем на автомобиле ВАЗ-2111;

 улучшенные ездовые свойства позволяют уверенно и с большей безопасностью двигаться с высокой скоростью как на сухом асфальте, так и на заснеженной или ледяной дороге;

 более отточенные реакции и улучшенная устойчивость автомобиля позволяют получать удовольствие от быстрой езды, особенно на скользком покрытии, в том числе на мокрой грунтовой дороге.

При этом остается возможность перевозить такой же объем груза, шумовой и вибрационный комфорт не увеличивается, хотя количество крутящихся, шумящих и вибрирующих деталей увеличивается в несколько раз. Великолепная плавность хода, особенно для задних пассажиров, позволяет покрывать большие расстояния (более 10000 км) без усталости для водителя и пассажиров.

Ведущий конструктор темы Вадим КЛАССЕН:

В связи с принятием решения об организации совместного предприятия GM-АВТОВАЗ, объектом которого должен стать автомобиль ВАЗ-2123, на ВАЗе может сложиться ситуация, при которой узлов и агрегатов автомобиля «Нива» будет достаточно только для машин, производимых в рамках СП под новой торговой маркой. При этом изготовление таких автомобилей, как ВАЗ-2131, ВАЗ-2120, базирующихся на механике «Нивы», может существенно сократиться.

Учитывая потребность российского рынка в полноприводных автомобилях, связанную в первую очередь с недостаточно развитой сетью дорог, а также климатическими условиями (долгая зима), предлагается рассмотреть возможность разработки и постановки на производство в опытно-промышленном и в последующем, возможно, в основном производстве полноприводных модификаций автомобилей семейства ВАЗ-2110 с отличной от автомобилей «Нива» схемой трансмиссии, с сохранением поперечной установки силового агрегата. Потребность в таких автомобилях подтверждается опросом, проведенным журналом «За рулем» в 1997 году, согласно которому 61% из опрошенных пятидесяти тысяч читателей отдали предпочтение полному приводу, почти 50% хотели бы иметь автомобиль с кузовом «универсал». Принимая во внимание, что большинству владельцев автомобилей полный привод необходим только как средство временного улучшения тяговых свойств и проходимости, а большую часть времени автомобили эксплуатируются в обычных дорожных условиях, можно рассчитывать, что во многих случаях обычный легковой автомобиль, оснащенный системой полного привода, активируемой автоматически в плохих дорожных условиях, повышающей активную безопасность автомобиля и сохраняющей комфорт и удобства, будет достойным дополнением классу автомобилей-внедорожников типа «Нива».

Следует отметить, что высокая проходимость внедорожных полноприводных автомобилей типа ВАЗ-21213 достигается благодаря значительному снижению таких важных качеств легкового автомобиля, как топливная экономичность, управляемость и устойчивость движения, шум и виброкомфорт, а также повышению материалоемкости и стоимости всех агрегатов, обязанных иметь большую прочность, надежность, защищенность и специальные свойства для автомобиля такого типа. В подтверждение этого в мировом автомобилестроении в настоящее время активно развивается направление легковых полноприводных автомобилей, занимающих промежуточное положение между легковым автомобилем и внедорожником, позволяющих оптимально использовать преимущества и существенно сгладить недостатки тех и других. Такие автомобили сейчас имеются практически у всех автопроизводителей, помогая более полно заполнять потребительские ниши. Этому помогает еще и то обстоятельство, что базой для автомобилей предполагаемой концепции являются массовые, экономичные с точки зрения проектирования, доводки и производства автомобили, у которых появляются широчайшие возможности для модифицирования.

Технические характеристики автомобиля ВАЗ-21113-04

Габаритные размеры, мм:

— длина 4270

— ширина 1700

— высота 1520

Колесная база, мм 2540

Дорожный просвет, мм 180

Снаряженная масса, кг 1180

Рабочий объем двигателя, см3 1800

Макс. мощность двигателя, кВт при об/мин 65/4800

Макс. крутящий момент, Нм при об/мин 51/3000

Максимальная скорость, км/ч 170

Время разгона с места до 100 км/ч, с 12,3

Запас топлива, л 45

Размер шин 185/65R14

 
 
 
Яндекс.Метрика О проекте Об авторах Контакты Правовая информация Ресурсы
© 2024 Даниил Хармс.
При заимствовании информации с сайта ссылка на источник обязательна.