По Москве нельзя будет ездить на дешевых машинах
Сказать о том, что со «стойлами для железных коней» в Москве существуют проблемы, означает не сказать ничего. Пейзажи с рядами «ракушек», заполнивших столичные дворы, равно как и «стадами» припаркованных повсюду автомобилей, хорошо знакомы всем обитателям Первопрестольной.
За последние годы Москва в полной мере ощутила, что почетное право считаться одной из крупнейших европейских столиц неизменно компенсируется стандартным набором хронических болезней, присущих современному мегаполису. Важнейшей и острейшей из них является рост поголовья личного автотранспорта горожан, места для удобного и безопасного размещения которого на сегодняшний день практически нет.
На днях правительством Москвы был принят проект постановления «О целевой программе строительства гаражей-стоянок в Москве на период 2005—2007 годов». Согласно этому документу, к 2007 г. планируется построить в столице названных объектов на 300 тыс. новых машиномест. В рамках программы в 2005 г. должно быть введено в эксплуатацию 87 тыс. машиномест, в 2006 г. — 110 тыс., и в 2007 г. — 134 тысячи. По словам первого заместителя руководителя Департамента градостроительной политики, развития и реконструкции г. Москвы Константина Королевского, через 2 года город будет обеспечен гаражами и стоянками на 47%. На сегодняшний день этот показатель не превышает 39%; при этом, по мировым меркам, для такого крупного мегаполиса приемлемым считается уровень обеспеченности парковочными местами в 60—70%.
Все это означает, что проблемы с парковкой в Первопрестольной более-менее будут разрешены не раньше 2010 г., и то при условии, что разработчики документа в своих расчетах правильно учли темпы прироста столичного автопарка. Ведь сейчас число счастливых обладателей личного транспорта в Москве увеличивается нарастающими темпами, и если сей факт не был учтен, то к 2007 г. «железные кони» могут расплодиться настолько, что в процентном соотношении количество гаражей и стоянок для них не только не вырастет, но наоборот уменьшится. Кроме того, радужные проекты столичных властей во многом основываются на надеждах привлечь к строительству гаражных мест частных инвесторов. Но готовы ли инвесторы пойти на такое вложение средств? И вообще, насколько реальны парковочные планы московского правительства — поинтересовалось «Yтро» у директора аналитического центра IRN.ru Олега Репченко.
Олег Репченко: Насколько я знаю, целенаправленно гаражи в Москве особо не строят. Как правило, их возводят в рамках новых жилых комплексов или в районах массовой застройки. Что касается гаражей в новых жилых комплексах, мы недавно проводили исследование рынка новостроек, и получается, что средняя стоимость машиноместа в этих домах — $28,5 тысяч. Если сравнить эту цифру со стоимостью машины, то это заметно дороже даже новой иномарки среднего класса, скажем, за $15 тысяч. Соответственно, основная проблема всех этих гаражей — их стоимость. Пока люди ездят на машинах, например, отечественного производства, которые стоят от $3 до $7 тыс., они вряд ли готовы будут платить $30 тыс. за бокс в гараже. Поэтому на данный момент гаражное строительство не является массовым.
Возможно, массовым оно не является еще и потому, что нет четких и понятных условий для инвесторов. А условия для инвесторов складываются из двух вещей: из себестоимости строительства и из стоимости земли, или, иными словами, из доли города. Если стоимость земли под эти гаражи будет невелика, в результате цена машиноместа для конечного потребителя окажется приемлемой, и люди начнут покупать, это будет интересно для инвесторов. Если же доля города будет настолько велика, что себестоимость этих гаражей сравняется с себестоимостью жилых комплексов ($20—30 тыс. за машиноместо), то конечные потребители вряд ли будут их брать; соответственно, для инвестора неинтересно будет это все строить.
«Yтро»: Каково на сегодняшний день соотношение частных и муниципальных гаражных комплексов в столице?
О.Р.: У меня нет такой статистики. Но в новостройках, в основном, паркинги коммерческие. А муниципальные, по всей видимости — у больших торговых комплексов или какие-то старые стоянки.
«Y»: Несмотря на заявления столичных властей о намерении строить муниципальные парковки, основную ставку они явно делают на коммерческое строительство. Так, например, на заседании правительства Москвы было специально отмечено, что существенно повысилась доля машиномест, вводимых в отдельно стоящих многоэтажных комплексах. Значит ли это, что привычные муниципальные стоянки и «ракушки» во дворах скоро просто вымрут как класс?
О.Р.: Если их не уберут насильственно, «ракушки» никогда не вымрут. Потому что, когда люди ездят на машине стоимостью $3 тыс., они не будут готовы покупать и использовать что-либо дороже «ракушки» за $300.
«Y»: Да, но ведь власти как раз и проводят сейчас политику по уборке этих «ракушек», одновременно усиливая контроль за парковкой в неположенном месте и увеличивая штрафы. Не является ли такая политика своего рода попыткой решить проблему чрезмерного количества автомобилей в Москве путем выдавливания из числа автолюбителей обладателей недорогих машин?
О.Р.: Не исключено. Вообще говоря, насколько я видел, в других городах мира, как правило, так и бывает. Парковки очень дорогие, и люди лишний раз на машине никуда не едут. Я не знаю, является это целью московских властей, или нет, но, скорее всего, именно к этому рано или поздно все и придет. Москва не резиновая, и, конечно, всех желающих ездить по ней вместить не может. К тому же, если посмотреть, в Москве очень много машин иногородних: люди приезжают, «бомбят», дают дополнительный трафик. Конечно, для них такой частный «извоз» — возможность заработать, но в Москве все это уже не помещается.
«Y»: Однако в Москву много иногородних приезжают не только «бомбить», но и просто на работу. И одна из любимейших идей Лужкова — строительство «перехватывающих стоянок» возле конечных станций метро. На ваш взгляд, будут ли они востребованы?
О.Р.: Я думаю, что да. По той простой причине, что если в Москве невозможно будет поставить машину, ничего другого не останется. Но, повторюсь, на самом деле все то, что предлагает правительство Москвы, отнюдь не ново — это зарубежная практика. Именно так решается во всем мире данная проблема. И я думаю, что это нормально, хотя чьи-то интересы могут быть ущемлены.