В какой атмосфере Ленинграда жил и творил Даниил Хармс
15.04.2025
Двадцатые-тридцатые годы стали временем художественных экспериментов, а их центром был Ленинград. Для официального искусства это было временем поиска новых форм, в то же время в богемной среде преобладало стремление к эпатажу и интеллектуальным играм. Творчество этого периода характеризуется высоким стремлением к риску.
«Объединение реального искусства», куда входили Даниил Хармс с единомышленниками, стремилось к созданию произведение, которые выходят за рамки логики. Не просто выступления, но театральные перфомансы, сюжеты алогичны, ритм сменяется резко. Писатели этого объединения осознанно разрушали привычные представления о литературе. Они переносили свое представление об искусстве и в реальный мир - вокруг них создавались настоящие спектакли.
Но в Ленинграде царили не только интеллектуальные баталии - здесь также процветал и мир ставок, который часто шел рука об руку с миром искусства. Уже тогда азартные игры были весьма разнообразны, и стали одними из первых предков современных интернет-казино, которым сейчас посвящаются целые тематические ресурсы. В подпольные клубы приходили не только чиновники, но и представители богемы, предприниматели и многие другие. Многими из этих людей двигало даже не желание выиграть деньги - часто они куда больше стремились поверить судьбу.
Они дискутировали об искусстве и литературе и тут же делали ставки на какое-то событие. Например, кто быстрее напишет стихотворение или кто первый придумает сюжет. Карточные партии предполагали не только проигрыш денег - проигравшие выполняли условие победителя, часто связанное с каким-то литературным действием.
Не были исключением и члены «Объединения реального искусства». И Хармс, и другие участники литературного кружка играли с реальностью не только на бумаге или на сцене. Литераторы постоянно заключали пари, при этом условия были самыми нелепыми. Для них главным было бросить вызов друг другу, остальное имело мало значения. Ленинград того времени был городом, в котором азартные и художественные авантюры не просто уживались - они зачастую переплетались. В этой уникальной атмосфере риск был частью искусства, а не только повседневной жизни.
«Объединение реального искусства» существовало совсем недолго. Свободные художественные эксперименты все меньше нравились государству, так что давление на литераторов постоянно возрастало. Но в ту эпоху сформировался сам дух авангарда - и вот он продолжает влиять на искусство до сих пор. Неожиданные повороты и рискованные решения, отчасти зародившиеся в подпольных азартных заведениях, актуальны и сейчас. Для богемы того времени искусство легко превращалось в игру и трансформировалось обратно. То была прекрасная в своей непредсказуемости эпоха, когда импровизация и случайность определяли судьбу и литературных произведений, и их авторов.