|
2.2. Ненормальные переживания вне сна
Из того, что повествование идет от первого лица, следует, что роль рассказчика сливается с ролью героя: он то активный, то пассивный участник касающихся его самого событий, а порой лишь посторонний наблюдатель. Поэтому объективность его сообщений находится под вопросом: читатель не может быть уверен в том, искажает ли сознание героя правдоподобность передаваемых им событий. Это касается прежде всего трупа старухи, который — как кажется герою — способен двигаться.
- Я отпер дверь и начал ее медленно открывать. Может быть, это только показалось, но мне в лицо пахнул приторный запах начавшегося разложения. Я заглянул в приотворенную дверь и на мгновение застыл на месте. Старуха на четвереньках медленно ползла ко мне навстречу. (418)
Задача обсуждать точность наблюдений героя над ползущей старухой осложняется тем, что в целом восприятие окружающей действительности у героя кажется нормальным. Например, он способен подробно анализировать внешний вид людей. В то же время надо помнить, что в мире, созданном Хармсом, могут происходить странные вещи, не будучи результатом искаженного сознания героя.
|