В Сахалинском театре кукол показали спектакль по Хармсу
Необычная премьера состоялась в июне 2014 года в Сахалинском театре кукол. Экспериментальный спектакль, предназначенный для взрослых зрителей, под названием «Нетеперь» поставлен молодым талантливым режиссером по мотивам произведений одного из признанных мастеров абсурда писателя и поэта Даниила Хармса. Режиссер постановки с замысловатым псевдонимом Чакчи Фросноккерс взял за основу рассказы и «случаи» Даниила Хармса, дополнив их отрывками из написанных им дневников и воспоминаний второй жены Марины Малич. Для сахалинских зрителей этот спектакль станет первым обращением к творчеству одного из самых загадочных и неординарных литераторов XX века. Нужно отметить, что смотреть спектакль рекомендуется все-таки людям, хоть немного знакомым с творчеством знаменитого обэриута, иначе будет сложно разобраться в том, что происходит на сцене.
Под псевдонимом Чакчи Фросноккерс скрывается 19-летний студент Санкт-Петербургской театральной академии Дмитрий Петров, сын ведущей актрисы театра кукол Маргариты Петровой. С театром молодой режиссер связан с детских лет, и на его счету уже есть одна постановка, созданная вместе с Маргаритой Петровой. Это спектакль «Госпожа-Пани-Миссис» по его же пьесе «СМРТ», обозначившая жанровое пристрастие автора — реальный абсурд. Кстати, пьеса «СМРТ» победила в лаборатории современной драматургии, проведенной в этом году СБПГАТИ, вошла в сборник «Сочиняем пьесу» и уже вызвала интерес режиссеров.
Постановка «Нетеперь» состоит из двух сюжетных линий. Одна история — это легкий карнавал, брызги шампанского в бокале зауми и «чуши», «то, что не имеет никакого практического смысла» (именно это Хармс почитал единственно достойным внимания поэта и истинно реальным искусством) и шокирует мирных граждан, как и сам Хармс при жизни. Вторая история о том, что окружало самого Хармса в эти роковые «тридцатые» годы, в которых пришлось жить, точнее выживать гениальному поэту. В пересечении этих двух совершенно разных историй авторы спектакля пытаются разгадать, каково поэту быть свободным в своих творениях, в перфомансах и чудачествах, а также в существовании впроголодь и страшной смерти в тюремной больнице. Несмотря на трагичность одной из линий, в целом спектакль вышел насмешливым, наполненным почти цирковыми трюками. На сцене талантливая игра актеров органично дополнялась куклами, с топорно грубоватыми ликами, созданными художницей Натальей Белявской. На вопрос «Что бы сказал Хармс, увидев "Нетеперь"?» Чакчи Фросноккерс без запинки ответил: «Он бы сказал — не читайте Хармса. И вручил бы вам свои книги».