«Старуха и...» (2012)
Оригинальное название: «Старуха и...»
Жанр: спектакль, современный танец (темпорари, линди-хоп)
Руководитель постановки: Александр Пепеляев, Jitter
Режиссер-постановщик: Александр Пепеляев
Автор: Даниил Хармс
Музыка: коллаж и свинг
Композитор: Ольга Духовная
Хореографы: Александр Пепеляев, Jitter
Художник по костюмам: Лиизи Ээльмаа
Консультанты по линди-хопу: Юлия Долгих, Сергей Асланов
Консультант по реквизиту: Ээро Эхала и театр N009
В ролях: Стас Шмелин, Татьяна Гордеева, Илья Шабуров, Александр Пепеляев, Ольга Цветкова
Длительность: 1 час 15 минут
Язык: русский
Страна: Россия, Эстония, Нидерланды
Театр: театр «Кинетик» (Москва — Санкт-Петербург — Таллинн — Амстердам)
Премьера: 4 февраля 2012
Необычная постановка мэтра российского контепорари (современный танец) Александра Пепеляева представляет собой, по словам ее создателя, «комикс и линди-хоп в картинах, действиях и измерениях». В основу режиссер взял позднее произведение Даниила Хармса «Старуха». Режиссер сразу предупреждает, что «это более необычное, чем то необычное, что вы раньше видели!». В постановке есть все: и анимация, и видеосъемка в режиме он-лайн, и разные мультимедийные изощрения. Но больше всего здесь танца. Танец — абсурд, танец — хулиганство, танец — анекдот. Здесь много театрального: глупые позы, дурацкие диалоги, комичная пластика и глубокомысленные позы... И еще геройство, пафос, бред, нелепость, чушь и мораль. Все вперемешку, все как у Хармса.
Пресса о спектакле
Автор спектакля Саша Пепеляев так назвал свое произведение не для того, чтобы все звучало как можно страннее и закрученнее. Просто для зрителя это прямая ссылка на то, чего стоит ожидать на сцене: здесь есть и анимация, и видеосъемка в режиме онлайн, и другие технологические изощрения. Но в первую очередь здесь есть танец.
Delfi.Tv
Пионер русского перформанса Александр Пепеляев, его словами, пребывает «в местах обитания алхимиков, смешивающих вещества театра, одержимых идеей получения новой субстанции, предвзято игнорирующих общественную потребность». В премьере субстанция извлекается из смеси Хармса, комедии масок, музыки Ольги Духовной и линди-хопа.
Афиша.
Повесть Хармса «Старуха» — одна из самых таинственных. Здесь и часы без стрелок, и странная внезапно умирающая старуха, и Тот, который интересуется временем. Образы обозначены пунктиром, который в спектакле сложился в единую линию — танцевальную и атмосферную.
«Она была чудовищна, фантасмагорична — атмосфера, в которой он жил. Тогда в Ленинграде, будучи странным человеком с трубкой и значками на пиджаке», — добавляет Александр Пепеляев.
Слова автора то произносятся танцорами, то появляются на экране, и вот тогда возникает эффект комикса. Смотреть такой спектакль — работа. Измерений много. На сцене, например, танцует дамочка из булочной, а на экране она оказывается мечтой героя.
Для мира-перевертыша Пепеляев подобрал музыку из эпохи 1930-х — времени создания повести. Звучит чарльстон и уже забытый линдихоп, который пришел ему на смену. Актеры специально изучали эти танцы.
Телеканал Культура.