Оригинальное название: «СтарухЫ»
Жанр: моноспектакль, фарс
Режиссер: Федор Павлов-Андреевич
Автор: Даниила Хармс
Композитор: Степанида Борисова
Художник: Катя Бочавар
Художники по гриму: Катя Че, Даша Марчик
В ролях: Степанида Борисова
Длительность: 40 минут
Язык: русский
Страна: Россия
Театр: «Феатр» (Москва)
Премьера: 2009
Экспериментальный спектакль Федора Павлова-Андреевича по повести Даниила Хармса «Старуха». Якутская актриса и всемирно известная рок-этно-певица Степанида Борисова играет в спектакле одновременно и мертвую старуху, и автора, и его собеседников. При этом она почти не двигается: сидит на стуле, привязанная к нему белыми простынями. Ее лицо, плечи, руки наелены, а глаза обведены черным. Степанида играет голосом, лицом, руками, плечами, балансирует между мистерией и грубым фарсом. Она не поет, а извергает звуки: клекот, крик, стон, мычание голосом то детским, то густым и грубым. Иногда она начинает говорить на якутском языке, тут же перводит свои слова на русский. Произносит загадочные заклинания, повторяя свое имя — Степанида Борисова, потом сообщает зачарованному залу, что «перевода не будет». Актриса завладевает залом так же безраздельно как мертвая хармсовская старуха — сознанием героя повести, который мечтает только об одном, как бы избавиться от трупа и наваждения.
О спектакле
«''Старуха'' — единственная повесть моего любимого писателя, поэта, драматурга и провидца Даниила Хармса. Он умер от голода в 1940 в медсанчасти одного из сталинских лагерей. Степанида Борисова — одна из самых выдающихся шаманских певиц в мире. Кроме того, актриса с классическим театральным образованием и единственная в России якутская кинозвезда. Степанида предстает «говорящей скульптурой», созданной моим прекрасным другом и соавтором Катей Бочавар. Замотанная во все белое, Степанида сидит на четырехметровом пьедестале. Я, замотанный в черное, сижу напротив. Степанида говорит на русском и якутском, хотя, скорее, поет. Я подпеваю и иногда разговариваю ее голосом».
Федор Павлов-Андреевич
«Борисова, одетая в белое, с белым, похожим на древнегреческую театральную маску лицом, сидит, спеленатая простынями на четырехметровом также белом постаменте. В целом напоминает древнее жуткое божество и мумию одновременно. Но вот это создание открывает глаза и начинает говорить. Свободны у нее лишь руки, лицо и голос: она поет, декламирует, причитает, шепчет, кричит — структурирует звуковое пространство спектакля и потому вполне заслуженно считается его композитором. Борисова в «СтарухЫ» — это, скорее, человек-знак, да и не совсем человек. Уже самим своим присутствием она превращает подмостки в царство абсурда. Это существо, заклинающее нас разными голосами, — не живое и не мертвое, похожее на человека и на Бога, непроницаемое и слишком заметное, рассказчик и объект рассказа. Модуляции голоса Борисовой, ее необычный акцент, масочная жесткая мимика, скульптуроподобные движения рук еще больше усиливают впечатление этого постоянного пребывания на грани, завораживающей двойственности. Мы словно действительно оказываемся на пороге того мира, где по вашему дому может слоняться мертвая старуха, где называют точное время, посмотрев на настенные часы без стрелок, где чемодан с трупом могут украсть у вас из-под носа и где, в конце концов, сама фигура автора не менее причудлива, чем созданные им персонажи».
Журнал «Русский репортер»
«В своем экспериментальном спектакле режиссер Федор Павлов-Андреевич исследует парадоксальную природу поэтики Даниила Хармса. Обладательницу большого драматического таланта, якутскую актрису и исполнительницу горлового пения Степаниду Борисову в спектакле «СтарухЫ» он заставил сидеть неподвижно час кряду, да к тому же и замотал в тряпье как в кокон. Но эта внешняя несвобода и сделала особенно выразительным медитативное существование актрисы. Она тягуче распевает тексты Хармса, простодушно вникая в их алогичную структуру и превращая языковой эксперимент в фонетический фокус. Это чисто актерское соответствие, которое Борисова нашла Хармсу, поражает в спектакле больше всего».
Кристина Матвиенко
Номинации, премии, награды
Номинация на Премию «Золотая Маска» в 2010 год в категории «Лучший спектакль-эксперимент», «Лучшая женская роль» (Степанида Борисова)